Где «зарыт» инсульт

Почему   под   скальпелем   кардиохирургов   все   чаще   оказываются   юные?

Почему   под   скальпелем   кардиохирургов   все   чаще   оказываются   юные? 

Звучит жутко, но инсультом и инфарктом у 20-летних сегодня никого не удивишь. Болезни системы кровообращения уже не только итог благородной седины и плод чревоугодия. Перебои, порой критические, в работе сердечно-сосудистой системы становятся и спутниками молодости.  В чем причина? Кардиологи ищут ответ, но до сути добраться не могут. Поэтому пока основной их задачей стало не предупреждение заболеваний, а устранение или смягчение их последствий. 

Этому мужчине повезло и нет одновременно. Приличный участок его сонной артерии поразила атеросклеротическая бляшка, фактически перекрывая ток крови в мозг. Продолжай он жить с ней, каждую секунду рисковал быть парализованным. В лучшем случае. Но он вовремя обратился в Республиканский научно-практический центр «Кардиология», и сейчас над злосчастным сосудом трудятся специалисты. Старый, отработавший свое участок удаляется, затем артерия сшивается. Через пару часов мужчина придет в сознание, еще через несколько дней будет выписан домой. 

— Такие операции для нас не редкость, — говорит Вячеслав Янушко, заместитель директора РНПЦ «Кардиология». – По 3—5 в неделю выполняем. Основные места дислокации мультифокального атеросклероза – сосуды, питающие головной мозг, самого мозга, сердца, артерий нижних конечностей. 

Над разгадкой, почему все же в конце жизни большинство жителей планеты (Беларусь, где 53 процента смертей происходит по причине сбоев в работе сердечно-сосудистой системы, не исключение) «увенчивается» парочкой-другой, а то и целым созвездием атеросклеротических бляшек, бьются множество ученых  во многих странах мира. Предположений немало, но ни одного окончательного ответа. Статистика свидетельствует: атеросклероз развивается у полных и худых, мясоедов и вегетарианцев, активных и тех, кто предпочитает малоподвижный образ жизни, у курильщиков и выпивох и у помешанных на своем здоровье спортсменов. И наоборот: у людей из каждой этой группы к старости сосуды могут быть чистыми, как у младенца.  Но таких, конечно, значительно меньше. Вывод какой? Холестериновые отложения – побочный эффект самой жизни. И лишь немного – ее образа. Только тот, кто ее проживает быстро, накапливая в себе продукты жизнедеятельности, попадает в больницу с инфарктом или инсультом в 20 лет, другой – и в сто лет может не узнать, как это случается. 

Кстати, по мнению Вячеслава Янушко, если представить, что сердечно-сосудистая система – это бикфордов шнур, то запалом становится… обычный и повседневный для нас стресс.   И опять здесь можно сказать: «как правило», а не во всех случаях без исключения. 

Когда сосуды поражены атеросклерозом, хирургия уже становится для человека чем-то вроде профилактики. Около 40 процентов кардиохирургических операций в нашей стране осуществляются именно на сосудах. Из них 53 процента приходится на те, что снабжают головной мозг, из которых 85 процентов расположены в области шеи. Операция, проводившаяся мужчине, при всей тяжести, которую повлекла бы за собой неустраненная патология, в сосудистой кардиохирургии самая распространенная. Но не единственная. За последние несколько лет, например, сотрудники центра разработали собственные оригинальные методики в лечении патологии позвоночных артерий, через которые идет кровоснабжение основания мозга. 

Совсем недавно была выполнена в своем роде уникальная операция мальчику с двусторонней патологической извитостью и расширением сонной артерии. Пациенту сделали гидропластику – под давлением при помощи водной струи выровняли артерию, а излишек удалили. 

Интересен еще один метод устранения сосудистой патологии — аневризмы дуги аорты, разработанный в «Кардиологии». Установка эндопротезов на месте повреждения достаточно рисковая манипуляция: можно затронуть сосуды, питающие кровью мозг, которые  находятся в зоне аневризмы.  Кардиохирурги с недавнего времени стали применять так называемую гибридную методику, при которой сосуды, питающие мозг, перемещаются, и таким образом участок для протезирования расширяется. Соответственно, показаний к проведению протезирования становится больше. 

Поиски кардиохирургов, направленные на лечение и устранение именно сосудистых патологий, более чем обоснованны. Можно учесть хотя бы то, что среди всех причин гибели от сердечно-сосудистых заболеваний 27 процентов принадлежит инсультам. И если инфаркт еще можно кое-как «пережить» и остаться полноценным, подвижным человеком, с инсультом ситуация другая. 

— Каждый сантиметр головного мозга отвечает за какую-нибудь функцию организма, — говорит Вячеслав Янушко. – Случается, что малый инсульт, не устраненный в течение суток, переходит в обширный, который может частично обездвижить человека или даже парализовать полностью. В 35 процентах таких ситуаций люди остаются инвалидами. Из них только 10 процентов можно восстановить к трудовой деятельности. 

Несмотря на то что кардиохирурги работы не боятся (по признаниям, они готовы оперировать столько, на  сколько хватит собственных сил и мощностей центра), они были бы очень рады, если бы ее стало меньше. И пока таблетка от атеросклероза еще не изобретена, у них к  нам одна просьба: по возможности отодвинуть свой единственный бикфордов шнур от любого даже самого незначительного запала. 

На снимке: Вячеслав Янушко перед очередной операцией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter