Где купить немножко денег

У каждого нумизмата — свой интерес...

Когда–то за 50 копеек можно было дважды сходить в кино. Сегодня же та 50–копеечная монетка порой эквивалентна 50 киносеансам. Пускай некоторые и называют нумизматов чудаками, но они уж точно знают: со временем их коллекции только прибавляют в цене. Поэтому ряды приверженцев этого хобби, окутанного тайнами и легендами, отнюдь не редеют. Чтобы утолить коллекционную жажду, собиратели по–прежнему собираются в своих точках. В Москве — на Московской ярмарке увлечений, на Таганке. В Киеве — на Баварском проспекте. А где ищут единомышленников наши нумизматы? Крупных «монетных» мест в Минске несколько.


ДК железнодорожников: на каждую монету найдется свой охотник


На этой кухне нумизматов собираются именно коллекционеры, не перекупщики, а потому в монетах тут разбираются лучше, чем где бы то ни было. Публика преимущественно мужская, в возрасте. Сами нумизматы отшучиваются: дескать, не женское это дело — собирание монет. Среди плотно расставленных столиков, заваленных монетами, банкнотами и значками разных времен и народов, оживленно в воскресенье, но в среду, говорят, вообще аншлаг. Здесь меняют, покупают и продают или просто болтают с единомышленниками. Цены, кстати, считаются самыми высокими в городе.


У каждого нумизмата — свой интерес. Можно собирать деньги одного государства или разных стран, но одного года выпуска. Популярны и допетровская Россия, и Российская империя (5 копеек 1915 года — довольно ходовая «деньга»). Тем более широк выбор монет времен СССР. Любители белорусской истории охотятся за деньгами, бывшими в обороте в ВКЛ. А вот античность, Средневековье — на любителя. Говорят, специалисты, способные оценить истинную стоимость тех копеек, у нас на вес золота. Зато хорошо идут различные юбилейные монеты, серия, посвященная обрядам и праздникам Беларуси.


Цена на монету определяется по ее стоимости в специальном каталоге. Но на практике учитываются в первую очередь состояние и тираж. Поэтому иногда за относительно редкую монету просят немного: из–за потертостей, сколов, трещинок на ней. Но на каждую находится свой покупатель.


— Например, человек собирает копейки времен правления Николая II, — рассказывает нумизмат, представившийся Игорем. — Он только начинает и в силу разных причин — не хватает денег, нет монеты подходящего качества — покупает ту, которую предлагают. Постепенно находит монеты лучшей сохранности, и коллекция обновляется. А старую он продает какому–нибудь новичку.


Вообще, посторонних коллекционеры пускают в свой мир крайне неохотно. Впрочем, оно и понятно. Порой нумизматика оказывается не таким и безобидным занятием. Толковая коллекция — большие деньги, нередко коллекционеров грабили их же гости. Вот почему некоторые теперь шифруются и все сделки заключают через поверенное лицо.


Рынок в Ждановичах: про «курицу» и «тетку»


По выходным здесь разворачивается настоящий блошиный рынок. Монеты встречаются на стихийно образованных рядах среди запчастей, антиквариата и одежды. Выбор куда скромнее, чем у коллекционеров. А вот продавцы, наоборот, с вами охотно поболтают и добродушно пошутят.


Заслуживающие внимания монеты заботливо уложены хозяевами в полиэтиленовые кармашки. Мелкие и популярные, например боратинки (которые во времена Речи Посполитой печатали огромными тиражами), насыпаны горкой прямо на столе. Конечно, много современных денег. Среди прочего — монеты тех стран, в которые вряд ли когда–либо попадешь: Острова Кука, Папуа—Новая Гвинея, Фиджи. Все по доступным ценам. Например, 50 центаво 1953 года из Мозамбика стоят около 11 тысяч.


— Довольно редко встречаются советские монеты 1927 и 1958 годов. А, скажем, 50 копеек 1970 и 1971 годов обойдутся долларов в 100. В принципе, все расходится.  А вот китайская монета без номинала. Посмотрите: одинаковая с обеих сторон. С такой хорошо играть в «орел или решка», — смеется продавец Леонид Парфенюк.


Вы удивитесь, но наш денежный рынок живо реагирует на мировые события. Например, когда с аукциона за 7,6 миллиона долларов ушла самая дорогая монета мира — золотой «двойной орел», ее копии моментально взлетели в цене. Как сувенир вполне сгодятся. Некоторые верят в магию чисел и берут «на удачу» монеты, на которых фигурируют три семерки.


Кстати, о сувенирах. Пока прогуливалась между рядов, нашла... настоящий клад. Когда–то эти монетки в горшке нашли закопанными в землю. Потом они обгорели на пожаре. Сегодня слипшийся кусок из монеток большого интереса для профессионалов не представляет, тем не менее выставляется за 100 долларов. А что? Ведь барахолка — в первую очередь рынок, где главная цель продавца — сбыть товар. Некоторые, видя новичка перед собой, втюхивают ему металлическую ерунду. Скажем, меня уговаривали купить 2 советские копейки 1982 года.


— Разве они редкость? — любопытствую.


— Да ты посмотри, им же 25 лет! — не моргнув глазом уверяет некий субъект.


Иногда продавец не совсем владеет темой и заговаривается до курьезов.


— Вот 5 злотых, времен этих... ну как их там... посмотри, с теткой! — силится вспомнить историю монеты мужчина. — Есть похожая — 10 злотых, стоит 25 долларов. Там курица другая...


— Какая еще курица? — удивляюсь.


— Ну орел, — снисходительно поясняет продавец.


Под «теткой», к слову, подразумевается изображение королевы Ядвиги на польской монете 1932 года.


Да, в нумизматике — ни шагу без знаний истории. Иначе высок риск нарваться на подделку. Выглядят они, как и оригиналы, но выполнены из металла низкой пробы. А знаете ли вы, что Гитлер никогда не давал разрешения на то, чтобы его портрет чеканили на монетах, только на банкнотах? Впрочем, некоторые коллекционеры не только не боятся подделок — наоборот, собирают их!


Еще в последнее время многие любители пополняют свои запасы через интернет–аукционы. Выбор лотов широкий: можно отыскать римский динарий, афинскую драхму, датирующуюся 450 — 404 г. до н.э., или тетрадрахму того же периода. Кто–то жалуется: цены искусственно завышены! Дескать, хозяин лота или подставное лицо устраивают фиктивные торги, в результате стоимость обычной копейки взлетает до заоблачных высот. Шанс быть облапошенным, между прочим, есть и у тех, кто предпочитает пополнять коллекцию по старинке, при личной встрече с продавцом. Допустим, за монеты с дырочками, вмятинами просят просто бешеные деньги. Антикварные магазины и лавочки? Не вариант. Выбор в них невелик, и найти что–либо стоящее — действительно удача.


Кстати


В Советском Союзе коллекционирование монет не запрещалось. Но ни покупать, ни продавать монеты было нельзя. На встречи нумизматов подсылались провокаторы для контрольных закупок, в прессе появлялись статьи о судебных процессах, так что в народе формировалось негативное отношение к этому виду коллекционирования.


А как у них?


Раньше в Москве самой закрытой и элитной была тусовка на Ленинских горах, но после того как Хрущев, борясь с валютчиками, разогнал заодно и общество нумизматов, там собирались только люди отважные. Сейчас на пике популярности точка на Таганке. Стоит подойти поближе, обступают торговцы:


— Что продать желаете? Монеты? Значки? Что купить желаете? Монеты русские, иностранные, юбилейные...


Возраст монетки — не главное, а номинал и подавно: советские копейки могут стоить намного дороже рублей. 20 копеек 1991 года с отчеканенной буквой «л» или «м» (штамп Московского или Ленинградского монетного двора) идут в 10 тысяч (!) раз дороже, чем без буквы.


— Че Гевару все время спрашивают, — рассказывает продавец, показывая пустое место в альбоме. — Вот только что перед вами молодой человек купил кубинские три песо с ним.


Латинская Америка сейчас в тренде — во всем мире на нее мода: там постоянно что–нибудь происходит, власть меняется часто, а вместе с ней и деньги. Хорошо идут бывшие ливийские деньги с Каддафи и те сирийские, которые, кажется, скоро отойдут в прошлое. Большим успехом пользуется ранняя валюта стран СНГ, в том числе наши старые белорусские «зайцы».

 

Советская Белоруссия №79 (24216). Суббота, 27 апреля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter