Где границы журналистского вторжения?

Почему неизбежна и постоянна обязательность происходящего?

И почему неизбежна и постоянна обязательность происходящего?

Ответ на эти важные вопросы читатели романа «Опасный транзит» будут искать вместе с его автором – Анатолием РЕЗАНОВИЧЕМ (на снимке)

Начну с конца. Случилось то, что и должно было случиться. Согласившись на предложение незнакомки вместе с ней пригнать иномарку из Польши в Беларусь и подзаработать на этом, главный герой романа Федор Журавский, несмотря на смутное предчувствие беды, предпринимает рискованное путешествие. По сути, чтоб совершить опасный транзит – из прошлого в будущее. Когда на купленном BMW пятой модели вдвоем с его новой хозяйкой возвращались назад, под Бяло-Подляской попали в аварию. Причем управлявший иномаркой Журавский попал во вторую аварию почти на том же месте. И произошла она не случайно.

Эта сюжетная линия привлекла особое внимание автора этой статьи во многом потому, что главный герой романа – журналист. Причем Федор Журавский, как и я в свое время, трудится в редакции Брестской областной газеты «Заря». Его проблемы и переживания очень созвучны моим. Порой создавалось впечатление, когда читал «Опасный транзит», что автор романа словно сканирует их с моей души, моих творческих устремлений, находок и разочарований, хотя своими переживаниями по этому поводу я с ним никогда и не делился. Впрочем, чего тут удивляться: Анатолий Резанович сам трудился в нескольких изданиях, в том числе и в областной газете «Заря», испытал при этом и сладость, и горечь журналистского хлеба. Потому и столь убедительно нарисовал образ главного героя.

На работе Федору Журавскому было хорошо и спокойно: он любил редакционную жизнь, чаще всего торопливую, но иногда медленную, дающую время для размышлений, оценок, выводов. Правда, такое было редко, но все же, как говорится, имело место.

Кабинет и ветвистый кактус достались Федору от предыдущего хозяина – вышедшего на пенсию и вскоре загадочно умершего корреспондента Сысоева, который под популярной рубрикой «Хотите – верьте, хотите – нет» давал материалы о бабках-знахарках, предсказателях, современных гламурных гадалках, загадочных явлениях природы, параллельных мирах. Как ни странно, но и эта рубрика как бы по наследству перешла под контроль Журавского. Под ней он в основном размещал свои публикации о людях с необычными способностями, иногда писал на темы НЛО.

Согласитесь: эта тематика стала явлением нашей жизни, и потому на телеэкране мы постоянно наблюдаем за «Битвой экстрасенсов», их представители ведут расследования, подменяя, а то и заменяя следственные и другие правоохранительные органы. Один за другим появляются фильмы и книги о магах. Стараются не отставать от телевизионщиков и издателей и газетные журналисты. Так что с выбором вектора творческих изысканий своего героя автор романа, думается, попал в самое «яблочко». Как и с тем, что в силу ряда обстоятельств (о них и идет речь в романе) очень непросто дается данная проблематика тем журналистам и авторам, которые специализируются на ней.

В коллективе газеты к материалам Федора относились неоднозначно: одни хвалили, другие советовали держаться от экстрасенсов, разного рода целителей подальше, чтобы не накликать на себя беду. Журавский не слушал никого, пока наконец не понял, что он взялся писать свои газетные материалы на очень опасные темы. Избавиться от этих тем непросто, почти невозможно, так как вначале героев и героинь публикаций ему приходилось искать самому, а затем они искали его, популярного корреспондента Федора Журавского. И не только они, но и десятки, сотни читателей, которые поверили в чудодейственность людей с необычными способностями и теперь стремились попасть к ним на прием со своими болями и проблемами, надеясь излечить свои тела и души.

Такими необычными способностями обладает и Татьяна – спутница Журавского по заграничной поездке. Поэтому она постоянно просила Федора рассказать о героях его публикаций, делая при этом акцент на то, что оказалось за рамками газетных материалов. Журналист подробно рассказывает о своих героях, многих нюансах, связанных с их жизнью и неординарными способностями, находя в Татьяне благодарную слушательницу.

Раздвоенность, непонятность творились в душе Журавского. Ему хотелось быстрее пригнать BMW в Брест, отдать ключи от машины своей загадочной спутнице и уйти домой, к своей семье. В то же время Федора как будто что-то держало, не отпускало от себя до той поры, пока он не узнает, что на уме у этой женщины, которой дан необычный дар, что она хочет от него и чего добивается в жизни.

Спросонья, не понимая, зачем и для кого Журавский в минуты отчаянья продекламировал цветаевские, полные тоски и муки, строки. Стихотворение это получило большой смысл…

Запечатленный, как рот оракула —

Рот твой, гадавший многим.

Женщина, что от дозору спрятала

Меж языком и нёбом?

Уж не глазами, а в вечность дырами

Очи, котлом ведерным!

Женщина, яму какую вырыла

И заложила дерном?

Располагающий ста кумирнями

Идол – не столь заносчив.

Женщина, что у пожара вырвала

Нег и страстей двунощных.

Женщина в тайнах, как в шалях, ширишься,

В шалях, как в тайнах, длишься.

Отъединенная – как счастливица –

Ель на вершине мглистой.

Точно усопшую вопрошаю,

Душу, к корням пригубившую…

Женщина, что у тебя под шалью?

— Будущее!

Федор не мог отказать женщине, которая с таким откровением поведала в дороге свою трагедию и раскрыла свои желания: «жить не так, как жила моя мать: серо и буднично, ожидая отца, который никогда уже не придет, и работая за копейки. Я хочу жить свободно, богато, без боязни, что останусь одна. Я заслужила это, имею право…»

Позже Татьяна еще больше разоткровенничалась и поведала Федору о магическом талисмане, который у нее имелся. Этот знак или символ представлял собой нордический восьмигранный крест. Он проектировал нашу Вселенную и символизировал связь девяти миров. В нем заключалась огромная жизненная сила, часть которой передавалась хозяину или хозяйке этого знака-символа. С его помощью Татьяна мечтала найти золото египетских фараонов, которое шло на обустройство Древнего Египта. А так много золота ей понадобилось для того, чтобы править миром. Все покупается и продается, и в первую очередь власть, убеждена она.

Эта властолюбивая женщина сама нуждалась в психологической помощи. Но и Федора начало тянуть к ней. Ведь он уже прочно был связан со своей спутницей некой тайной. Именно эта тайна должна была изменить его жизнь, выбросив из нее все лишнее , ненужное, приносящее ему и его семье зло. У этого зла много лиц – лукавство, гордыня, чревоугодие, уныние, словоблудие, гнев… – пороки, описанные еще в самой массовой и великой книге – Библии. Никого они не обходят стороной. Журналист Журавский тому не исключение. О них говорила ему во сне старуха, которая называла себя Обязательностью Происходящего, Живой Энергией.

«Пороки убивают людей. Бойся своих слабостей, обходи их стороной, убегай, если они идут за тобой…» — вразумляла она Журавского.

Федор старался убегать. Но не всегда. И это тоже была его слабость, а может, уже и порок. Подсознательно он понимал, что это происходит от его вторжения во все то, что находится за гранью понимания простого человека: его представления о жизни, смерти, существовании других миров, способности перемещаться во времени и пространстве без уже привычных автомобилей, поездов, самолетов, космических кораблей.

«От лукавого все, брось, — предостерегала Федора редакционный вахтер тетя Дина, женщина богомольная, мудрая. – Не пиши больше о людях, в душе которых нет Бога, не встречайся с ними, а то накличешь на себя беду. И не только на себя – семья твоя пострадает…»

Хорошо советовать, только вот жить, согласно чужому совету, тяжело, даже невыносимо. Журналист Журавский понимал, что надо самому прийти к такому выводу. Но, прежде чем все осознать, необходимо пострадать, вымолить у Бога прощение, после чего отбросить все лишнее, суетное, бесовское, связанное с потусторонним, непонятным миром, и начать жить просто, открыто, соблюдая библейские заповеди. Их немного, написанных на каменных скрижалях и переданных Моисею, – всего десять. Но именно в них смысл, а также мудрая правда нашей человеческой жизни. Федор к соблюдению этих простых и понятных заповедей уже шел. Он осознавал, что в некотором роде сам стал человеком с необычными способностями: его материалам верили практически все. Писал Журавский очень убедительно, даже вдохновенно. При этом часто делал выводы: экстрасенсы, целители, ясновидящие появляются среди нас для блага людей. Не случайно его статьи перепечатывали центральные газеты, некоторые заграничные издания. И тут до Федора начало доходить: не надо было писать об этом. Не надо было выдавать способности человека, пусть и необычные, за панацею от всех бед. Это личное, индивидуальное, тайное…

Но продолжение творческого и жизненного пути журналиста Журавского было еще в тумане, а потому он часто (обычно перед этим перебрав спиртного) поминал того, кого не следовало бы поминать вообще — особенно в поездке – дьявола. И в результате накликал-таки беду. То бишь новую автоаварию.

Дома, спустя сутки после происшедшего с ним на дороге, Федор пришел в себя и неожиданно понял смысл своих навязчивых снов – обязательность происходящего неизбежна и постоянна. Это значит, что как за светом наступает тьма, а за молодостью приходит старость, так и от добра рождается добро, а зло творит зло. Журавский без сожаления выбрасывает дорогой подарок своей недавней спутницы – перстень с крупным бриллиантом: «Все!. Теперь – все». У него окончательно происходит переоценка ценностей. А вместе с главным героем и читателю, верится, захочется по-иному взглянуть на жизнь, многое в ней изменить…

Не секрет, что сегодня агрессия стала восприниматься как норма. Есть много видов насилия, которые все еще не урегулированы законами. Отсюда и чудовищные, неожиданные проявления вторжения такого рода, когда опасность исходит и от журналистов – людей, призванных сеять добро, но то ли по недомыслию, то ли в силу профессиональных обязанностей зачастую «заточенных» на сенсацию, поиск необычного, невероятного, способного заинтересовать и ошеломить читателей. При этом нередко отметаются моральные барьеры. Когда в обществе задавлены нравственные ценности, все меньше движения души и чувств сопереживания, творческим людям проще идти на различные ухищрения и отклонения. Только это отнюдь не оправдание их деяниям.

Подняв такую проблему, журналист и писатель Анатолий Резанович, быть может, вызовет на себя огонь коллег. Но кто-то должен был громко заявить о наличии сложных проблем такого рода. Резанович, думается, не погрешил против жизненной правды, подняв целый пласт морально-этических проблем, с которыми сталкиваются и журналисты, и представители других творческих профессий. И их надо разрешать, в том числе при активном участии юристов, уже сегодня. Завтра может быть поздно...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter