Как бороться с манипуляторами?

Газовая атака

Дано. Преклонных лет хуторянка Мария Степановна Р. Ее нехитрое хозяйство (70-летний бревенчатый домик и 20 соток земли) расположено недалеко от Заславля. Из удобств — электричество, вода в колодце и привозной газ. Именно последний, образно выражаясь, втравил бабушку в неприятную историю. Когда в сентябре к ее хутору подъехал автомобиль и из него вышли двое мужчин в спецодежде, она даже присела от страха. Что было дальше, она и сегодня вспоминает с дрожью в голосе: «Они как-то сразу стали строго со мной разговаривать. Представились как контролеры из газовой службы и тут же отправились смотреть мою старенькую плиту и газовый баллон. Быстро установили, что он неисправный». Далее 82-летнюю женщину стали пугать. Сообщили, что в соседнем районе недавно взорвался газ в доме и пострадало несколько человек. Двое до сих пор в тяжелом состоянии. Рассказ обильно приправлялся жуткими подробностями и некими фамилиями. Далее визитеры сообщили бабушке, что вступил в силу закон, который обязывает всех, кто имеет газовое оборудование, купить приборы, обнаруживающие утечку газа. Предложили и сам прибор. За 400 рублей. 

pixabay.com

Попытка Марии Степановны оправдаться, что сейчас у нее нет денег, не вызвала сочувствия у газовщиков: «Они меня стали еще больше запугивать. Мол, если не куплю, то газ отрежут и дадут штраф в 100 базовых». Поняв, что клиент впал в прострацию и растерян, незнакомцы перешли к следующей фазе обработки — выуживанию денег. 

Хозяйке сообщили, что сейчас свяжутся с начальством и, может, оно пойдет навстречу и позволит снизить цену. И какова же была ее радость от сообщения, что именно в этот день для пенсионеров действует скидка 40 процентов! Она поспешила в дом за 240 рублями, а «контролеры» сели оформлять договор купли-продажи. Не успели. В ход удивительной акции вмешался дальний родственник Марии Степановны Геннадий. 

Натуральный обман. Геннадий Липнянин — человек от природы осторожный. Он внимательно изучил документы гостей и сразу установил, что никакого отношения к УП «МИНГАЗ» они не имеют. Это были сотрудники коммерческой фирмы с названием, в котором фигурировало слово «спецгазбезопасность» или нечто подобное. Заявив, что никакие анализаторы газа сейчас Мария Степановна покупать не будет, он прогнал коммерсантов со двора. Угрожая штрафами и конфискацией баллона, они тем не менее убрались восвояси. Выслушав историю бабушки Марии, Геннадий подивился наглости и беспринципности предпринимателей. Последние хоть и имели официальное разрешение на свою деятельность, но приврали немало. И взрыва никакого в соседнем районе не было, и в законе нет ничего об обязательной установке газовых анализаторов, не говоря уже о штрафах и прочем. Это были так называемые продажники, которые действовали по грубой, но отработанной и эффективной схеме. Через страх они манипулировали сознанием пенсионерки и затем, погрузив ее в заторможенное состояние, предложили замечательный выход в виде чудесного спасительного прибора. Вот как нам прокомментировал эту ситуацию начальник службы эксплуатации внутридомовых объектов газопотребления УП «МИНГАЗ» Сергей Якутенок: «Во-первых, наша служба не появляется внезапно. О проведении работ мы сообщаем не менее чем за три дня посредством объявлений, на которых есть контактные телефоны. Во-вторых, наши сотрудники имеют не только удостоверения, но и спецодежду с логотипом (в Минске и Минском районе) УП «МИНГАЗ». 

В-третьих, установка систем оповещения об опасной концентрации метана, угарного газа носит РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. Кстати, недавно нам поступили сигналы от абонентов с улицы Сердича. Там промышляли «предприниматели», которые предлагали людям сигнализаторы наличия газа по стоимости до 1200 рублей. 

Причем в беседе они делали акцент на том, что через УП «МИНГАЗ» установка прибора будет дороже — около 2000 рублей! Вопиющая ложь! Установка аналогичного устройства столичными газовиками обойдется где-то в 40 руб­лей».

Квадратура круга. В принципе, и Мария Степановна, и ее родственник были не против приобретения полезного прибора. Поэтому уже на следующий день Геннадий в магазине газового и отопительного оборудования на улице Одоевского купил за 25 рублей детектор китайского происхождения ProfLine JKB-808. По замыслу производителя прибор работал как от сети, так и от аккумулятора. Ровно две недели все было замечательно, но затем начались проблемы. На батарейках устройство не функционировало. Геннадий один раз заменил его в магазине на исправный прибор. Затем второй. В третий не повезло. Когда он приехал по знакомому адресу, то увидел голые стены и пустые прилавки. Тогда он обратился к импортеру прибора: благо адрес был указан на упаковке. Импортер посочувствовал и отправил к хозяину фирмы, у которой он покупал прибор: «Они дали его номер телефона и сказали, чтобы я с ним связался и попросил справку о том, что предприятие официально ликвидировано. И только тогда они мне поменяют товар на исправный. Правильно это или нет, я не знаю. Как не знаю, куда мне дальше идти». На этот вопрос ответил заместитель председателя ОО «Правозащита» Юрий Перевозков: «В случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо в случае места нахождения (места жительства) изготовителя за пределами Республики Беларусь потребитель вправе предъявить требования поставщику, представителю. Согласно информации, размещенной на сайте www.kartoteka.by, субъект хозяйствования, с которым потребитель заключил договор купли-продажи, является действующим. Поэтому в данном случае у потребителя отсутствует право обращения к поставщику-импортеру. Претензию надо предъявлять именно продавцу. Адрес регистрации субъекта хозяйствования можно узнать в Мингорисполкоме (пл. Свободы, 8), управлении регистрации и лицензирования Мин­юста (ул. Кальварийская, 1–705) по УНП (в данном случае есть в чеке) или по наименованию юрлица либо по фамилии и инициалам ИП».  

Работа над ошибками. Серьезных ошибок в этой истории никто, к счастью, не совершил. Газовые коммерсанты не успели испортить карму обманом пожилого человека. Бабушка Маша чудом сохранила 240 рублей и уже отошла от испуга. Геннадий, походив по кругу с дефектным прибором, воспрянул духом, когда дозвонился до директора фирмы. Тот, посетовав на сложности в бизнесе, пообещал вернуть деньги. На следующей неделе. И это взвешенное и весьма разумное обещание. Зная Геннадия как человека дотошного и принципиального, можно не сомневаться, что он за свои 25 рублей будет воевать до последнего, вплоть до суда. И можно не сомневаться, что с помощью Закона «О защите прав потребителей» своего добьется. Что касается пресловутого анализатора наличия газа, то, опережая события, Геннадий уже приобрел новый. И он уже успел частично окупить себя на хуторе Марии Степановны: «Три дня назад поставила на плиту кастрюлю. Присела у телевизора и уснула. Вскочила от пронзительного сигнала. Оказывается, кастрюля закипела и вода залила конфорку. Не знаю, что было бы, если бы не он». 

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter