Галопом по Европам

Новая волна эмиграции поднялась 1 мая...

Сегодня все европейские телеканалы показывают африканских беженцев, штурмующих границы Евросоюза. И практически ничего не говорится о том великом переселении народов, которое происходит внутри ЕС. После расширения организации на восток сотни тысяч литовцев, румын, поляков вынуждены были покинуть свою родину из–за безработицы и просто потому, что в Западной Европе уровень жизни выше. Новая волна эмиграции поднялась 1 мая. В этот день Германия и Австрия открыли свои рынки труда для неофитов. Когда в 2004 году 10 новых стран вступали в Евросоюз, эти два государства–старожила, опасаясь наплыва гастарбайтеров, ограничили свободу передвижения трудовых ресурсов. Сейчас, когда семилетняя отсрочка истекает, в Вильнюсе все курсы немецкого языка переполнены. Пакуют чемоданы медсестры, сантехники и даже мясники. Конечно, при большом желании можно найти даже положительные моменты в происходящем. К примеру, на литовской бирже труда очередь одна из самых длинных в Европе — авось поредеет. Однако эксперты призывают задуматься, поскольку безобидный на вид процесс экономической миграции таит в себе много опасностей — закладывается демографическая бомба под будущее.


Язык до Берлина доведет


«Судя по звонкам и электронной почте, число групп будет расти, — рассказала журналистам преподаватель школы иностранных языков Filora Йоланта Гумбрявичене. — В последние годы немецкие группы, как правило, не набирались, и я уже сомневалась, что когда–либо их вообще организуем. Но теперь ситуация меняется на глазах. Пока я одна преподаю немецкий язык, но кажется, что с увеличением нагрузки мне не справиться». По словам г–жи Гумбрявичене, интерес к немецкому языку проявился уже осенью, но настоящая популярность пришла несколько недель назад, когда в прессе стали появляться многочисленные публикации о том, что в мае для литовцев откроется немецкий трудовой рынок.


«У нас число изучающих немецкий язык выросло на 60 процентов. Чаще всего на курсы записываются медики, которые собираются искать работу в Германии», — говорит директор языковых курсов Glorija lingua Айва Тамалюнайте. Директор другой аналогичной компании — Eurolingvija — Людмила Дон приводит такие данные: «Если раньше у нас немецкий язык изучали около 20 человек, то теперь — 40. Я заметила, что наиболее активно немецкий язык изучают мясники, наверное, у них там неплохие перспективы заработать».


Арбайтен, арбайтен!


Ежедневно получает письма от своих соплеменников община литовцев в Германии, в которых те просят о помощи. Ее председатель Антанас Шюгждинис рассказывает СМИ, что люди согласны работать в любом населенном пункте, согласны на любую работу. «Готов выполнять любую работу, везде — так обычно пишут, но мы таких расцениваем как не очень серьезных претендентов. Но есть и серьезные — обращаются врачи, инженеры, программисты. Если они владеют английским или немецким, точно найдут работу. Другие, которые «все могут», не владеют немецким — им будет непросто», — говорит он.


По данным немецкой газеты Handelsblatt, в 2015 году в Германии будет не хватать примерно 3 миллионов работников. Из них миллион — с высшим образованием, 1,3 миллиона — со средним профессиональным и 700 тысяч неквалифицированных рабочих.


Эксперты отмечают, что структура германской и литовской экономики схожа — в обеих странах сравнительно высок удельный вес обрабатывающей промышленности. Германия попытается перекупить высококвалифицированных рабочих и инженеров, которые нужны самой Литве, чтобы экономика могла продолжать развиваться дальше.


В стране уже налажен большой бизнес по трудоустройству литовцев в ФРГ. Привлекают как специалистов, так и неквалифицированных работников. Фирма Aulina, как сообщается на интернет–порталах, предлагает работу на заводах и фабриках в Мюнхене, Франкфурте и Гамбурге. Оплата почасовая. Для тех, кто не владеет немецким, — 6,5 евро в час, для владеющих немецким или английским — 7,5 евро. При этом работникам предоставляют жилье по цене 45 евро в неделю. Однако при всех вычетах чистая зарплата все равно получается больше того, что они могли бы заработать на родине. Дисбаланс в уровне развития членов Евросоюза сохраняется большой.


Чемоданные настроения


Впрочем, у многих соискателей просто нет работы дома, никто их не переманивает. Литва по уровню безработицы — 17,4 процента — сейчас занимает третье место в ЕС. Анализ, проведенный агентством BNS, рисует нерадужные перспективы: в ближайшие годы ситуация радикально не изменится в лучшую сторону. Прогнозы обещают полное восстановление литовской экономики только к 2014 году, только тогда ВВП достигнет докризисного уровня.


В такой ситуации поиски работодателя за границей, возможно, единственный выход. По данным департамента статистики Литвы, с 1990 года эмигрировали более полумиллиона человек. Однако реальное количество уехавших из страны определить довольно сложно, эта цифра может быть и значительно больше.


В Литве сегодня непросто найти семью, в которой нет родственников, друзей или знакомых, уехавших из страны. Последний опрос Spinter tyrimai показал, что у 83,7 процента жителей один или несколько знакомых находится за границей. Всего 15,7 процента респондентов ответили, что в их близком кругу нет эмигрантов. «То, что в кругу более 80 процентов домашних хозяйств есть эмигранты, это картина — будто после войны», — оценил результаты опроса глава Spinter tyrimai Игнас Зокас.


Хуже всего то, что согласно перекрестному опросу 9 процентов его участников намерены уехать за рубеж в этом году. Уезжают семьями, отмечает социолог Зокас, идет процесс объединения семей за рубежом, а это значит, что эти люди, скорее всего, не вернутся в Литву.


Эмиграция и связанное с ней сокращение числа жителей становится одной из крупнейших проблем Литвы, сообщает литовское радио Ziniu radijas. Глава вильнюсского офиса Международной организации по миграции Аудра Сипавичене говорит: «Я бы сказала, что сейчас ситуация неконтролируемая — уезжают все, кто хочет, а не в силу каких–то экономических или социальных показателей. Покуда в Литве есть люди, есть потенциал к отъезду. А проведенные исследования показали, что процент желающих уехать растет. Мы проводили исследования в 2008 и 2010 годах, желание эмигрировать усилилось. Что самое нерадостное — больше всего это желание появилось у молодежи. Потенциальные эмигранты становятся все моложе, они образованны — все лучшие характеристики там и собираются».


Ложка меда


На недавней презентации издания Института гражданского общества Литвы «Литовская эмиграция: проблема и возможные способы решения» были впервые широко названы положительные аспекты массового «экспорта» трудовых ресурсов из Литвы. Отмечалось, что в страну возвращаются заработанные на Западе средства, а также имеется надежда на возврат и «профессионального, академического и культурного опыта». Более того, о литовцах за рубежом говорится как о важном факторе «защиты интересов Литвы в зарубежных странах».


Как сообщает сайт литовской национальной телерадиокомпании LRT, денежные поступления из–за рубежа выросли в 2010 году. Это как раз и связано с большим количеством трудовых мигрантов. Эксперты оценивают финансовые потоки из–за границы в 10 процентов литовского ВВП.


Институт гражданского общества Литвы провел интересный опрос среди литовских эмигрантов. На вопрос, собираются ли они вернуться в Литву, почти треть неопределенно ответили, что «может, вернусь, но не знаю когда». 16 процентов более категорично заявили: «скорее всего, не вернусь». 11 процентов опрошенных вернутся только тогда, когда «сделают карьеру» или «заработают достаточно денег для дальнейшей жизни». 3 процента намерены вернуться в Литву после того, как «дождутся пенсии». 1 процент эмигрантов уверен в том, что никогда не вернется на родину. Таким образом, примерно 60 процентов уехавших из Литвы не собираются возвращаться домой, по крайней мере, в ближайшем будущем. Эти данные ставят под сомнение возможность извлечь что–то положительное из массовой эмиграции.


Массовая эвакуация


Профессор кафедры истории Литвы Вильнюсского педагогического университета Людас Труска в нашумевшем интервью назвал нынешний отъезд литовцев за границу массовой эвакуацией. Несмотря на то что эмиграция литовцев длится уже полтора столетия, еще никогда она не была настолько опасной. Например, в межвоенный период эмигрировало около 100 тысяч человек, но эту потерю все равно восполнил естественный прирост. По словам историка, сегодня ситуация угрожающая и в плане выживания народа, поскольку численность живущих вокруг больших народов — русских, поляков, белорусов — не уменьшается такими темпами.


Аргумент, что литовцы за границей будут проводниками национальных интересов и культуры, тоже можно поставить под сомнение. Как показывают исследования, третье поколение эмигрантов уже не знает литовского языка. «От полумиллиона эмигрантов конца XIX — начала прошлого века сегодня не осталось никаких следов, — говорит Людас Труска. — В конце Второй мировой войны, летом и осенью 1944 года, вместе с отступающей немецкой армией на Запад ушли около 60 тысяч литовцев. Сначала они несколько лет жили в Западной Европе, а потом все уехали в США, Канаду, Австралию. И кто вернулся? Единицы — Валдас Адамкус и еще несколько человек».


Историк отмечает, что женщины, которые несколько лет назад уехали в Германию, возвращаясь в Литву с детьми на лето, разговаривают с ними по–немецки — их дети уже не говорят по–литовски. «Так о каком резерве мы говорим? — вопрошает Труска. — Я не осуждаю уезжающих, я бы на их месте тоже, наверное, уехал, но с точки зрения интересов и перспектив народа — что будет? Один вариант, что впустим китайцев, арабов и они в будущем заработают нам на пенсии».


Демографическая проблема сегодня становится главной проблемой безопасности, даже важнее экономики, и это, разумеется, относится не только к Литве...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter