Галина Орлова возвращается в Витебск

...Осенью 1999 года Галина Орлова и Николай Еременко привезли в город своей юности спектакль “Милый лжец” Дж.Килти. После долгой разлуки с Витебском они возвращались на родную сцену и играли историю любви, историю сорокалетней переписки двух выдающихся людей своего времени: драматурга Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кемпбел.

Сидящие в зале зрители воспринимали происходившее на сцене как исповедь каждого из актеров, как рассказ о пережитом ими после отъезда из взрастившего их театра. А когда герой Еременко произносил монолог о смерти матери, в зале плакали (мать актера похоронена в Витебске. — Авт.). Признаюсь: на протяжении всего спектакля меня не покидало ощущение, что артист прощается и с городом, и с матерью.
Мне довелось увидеть и последний спектакль этой талантливой пары 27 июня 2000 года в Минске. В зале — переаншлаг. Еременко был “в ударе”. В их дуэтной постановке на сей раз вдохновенно солировал он. И вновь не покидало ощущение, что он прощается со сценой, со зрителями, с Галиной Александровной. Исполнителей как никогда долго вызывали после спектакля. На поклоны они вышли лишь дважды. Как признавалась потом актриса, Николай Николаевич почувствовал себя уставшим. А 30 июня его не стало.
— Инициатором постановки была молодой режиссер Татьяна Пацай, — рассказывает Галина Орлова. — Именно она предложила прочитать пьесу, “примеряв” на себя роль главной героини. Мне понравились и пьеса, и роль: глубокий человеческий материал, где многое можно сказать... Я и теперь в спектакле говорю о жизни, о любви, о женщине. Но тогда мы никак не могли найти партнера на роль Бернарда Шоу. И я предложила Николаю Николаевичу: “Может быть, ты нам поможешь?” Он согласился. На малой сцене Купаловского театра постановка на русском языке идти не могла, это не принято. Художественный руководитель Театра киноактера Саша Ефремов предложил нам играть на его сцене. Спектакль состоялся, и мы с удовольствием играли его более двух лет.
Некоторые критики считают, что именно в Витебске прошел “золотой век” актрисы Галины Орловой. Так ли это?
— В витебском театре была хорошая творческая атмосфера, рядом были яркие актеры-личности. Костяк труппы учился  в студии в Москве, им преподавали актеры МХАТа. Школа у них была прекрасная, и они передали это нам, студийцам. И еще было много актеров “ленинградской школы”, выпускников Меркурьева, Вивьена, Толубеева. В театре часто работали  московские и ленинградские художники Рындин, Кноблок, Сычев. Рядом с такой плеядой было интересно жить и учиться.
— Мы родились и росли в разных концах страны, но линии жизни у нас одинаковые. Мы пели одни и те же песни. Нас воспитывал патриотами своей страны прекрасный черно-белый советский кинематограф... У нас одни идеалы. Мы — одно поколение. Жертвенное.
Мы шли навстречу друг другу невероятными путями. И эта встреча на всю жизнь оставила в душе ощущение чуда. Наверное, некая высшая сила заглянула в глаза наших судеб и соединила их в одну общую”. Это цитата из книги Галины Орловой “Николай Еременко. А свет не погас”. А вот что в этой же книге говорит о своей семье сын Коля, Еременко-младший: “От семьи — и умение строить отношения между людьми. Дома я постигал мудрость, как сказать друг другу правду, при этом никого не обидев и не унизив, не заставив поступиться принципами, пусть даже ради семейного мира. Семейное единство не создать. Оно или есть или его нет. Я горжусь тем, что отец пронес свои убеждения через всю жизнь. Что он боец. И умел жить борьбой ради других. Его сердце, как дом у дороги, где дверь никогда не запиралась... Я горжусь мамой. Она обладает удивительным даром: чем хуже ситуация вокруг нее, тем талантливее она играет. Она не может опуститься до кухонных пересудов и свою правоту утверждает прекрасной работой”.
— Чтобы вырастить такого достойного сына, как Еременко-младший, нужен родительский талант. Поделитесь, Галина Александровна, секретами воспитания?
— Никаких секретов нет. Не надо мешать ребенку расти и развиваться. И не бояться хвалить его, если он того достоин.
— Можете ли вы о себе сказать, что вы счастливая женщина?
— Да. подарок судьбы — такой человек, как Еременко. Да и такой сын — тоже. Моя подлинная жизнь — мои Николаи. Только вместе с ними я — это я. Я как бы растворилась в них, и мне казалось, что с их уходом уже никогда ничем не заполнить возникшую пустоту. Но... уже через месяц, во имя своих Ерем, я вышла на сцену. А через два года опять сыграла роль Патрик Кемпбел в спектакле “Милый лжец”. В память о тебе, Коля.
Режиссер Татьяна Пацай во второй раз вернулась к известной пьесе, осуществила новую постановку, продлив театральную жизнь народной артистке Беларуси Галине Орловой и дав возможность ее новому партнеру, уроженцу Витебщины, заслуженному артисту Беларуси Александру Беспалому подняться на новые творческие высоты в роли Бернарда Шоу.  спектаклю уже более четырех лет. Витебчане и гости “Славянского базара” увидят его впервые.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter