Фильм известного белорусского режиссера Галины Адамович «Беларусь. Документальная история» можно считать кратким киноучебником новейшего времени.
Он совсем непохож на «официозное кино», которое можно встретить в кинодокументалистике, когда речь заходит о госзаказах. Да, снят на «Беларусьфильме» по заказу Министерства культуры к выборам Президента страны. Однако ничего пафосного в нем нет. Беларусь и ее люди показаны такими, какие они есть. Какими их застал объектив кинокамеры – без прикрас и пропагандистского налета. Я видела, как зрители благодарили режиссера за позитивный настрой, за тепло, идущее с экрана.
Он совсем непохож на «официозное кино», которое можно встретить в кинодокументалистике, когда речь заходит о госзаказах. Да, снят на «Беларусьфильме» по заказу Министерства культуры к выборам Президента страны. Однако ничего пафосного в нем нет. Беларусь и ее люди показаны такими, какие они есть. Какими их застал объектив кинокамеры – без прикрас и пропагандистского налета. Я видела, как зрители благодарили режиссера за позитивный настрой, за тепло, идущее с экрана.
И в этом – вся Галина Адамович. Для нее не существует скучных жанров. Она показала, как изменилась страна за четверть века в «новые» времена.
Элита из народа
– Непросто уместить в 52 минуты огромное количество событий из разных сфер жизни страны. С чего же вы начали?
– Это был главный вопрос, по какому принципу строить кино. Ведь среди моря позитива были и такие события, о которых тяжело вспоминать: взрыв в метро, давка на Немиге. Думали долго, потом замминистра культуры Ирина Дрига предложила съездить к главному редактору «Советской Беларуси» Павлу Якубовичу. Он прямо во время встречи начал рассуждать о структуре будущей картины. Так идея и выкристаллизовалась.
Это фильм, в котором отражено все, что видели документалисты своими глазами. Из километров пленки Станислава Гайдука, Виктора Аслюка, Михаила Ждановского, Юрия Горулева, Николая Князева и Сергея Катьера предстояло выбрать самые важные, самые интересные и значимые события.
Картина субъективна, и это мой сознательный выбор. Думаю, каждый из коллег, снимай он такое кино, делал бы все по-своему. Я старалась выбрать те кадры, в которых ощущалось серьезное движение вперед.
– Как вы понимали свою задачу?
– В идеале над такими фильмами должна работать команда журналистов, которые исследовали бы людей и ситуацию. Я же была и сценаристом, и режиссером, и ведущей. Надо было очень быстро разобраться, кого снимаем на атомной станции, как выстраиваем съемку в кардиохирургии, какой агрокомплекс выбираем на Гродненщине или Брестчине. В конце концов у меня появился азарт, я получала удовольствие от общения с этими людьми, от них шла хорошая энергетика. Они действительно представляют элиту белорусского общества.
Люди с атомной энергетикой
– Какая съемка оказалась для вас самой важной?
– Важнее всего мне было поработать на Островецкой атомной станции, потому что отношение к ней неоднозначное. Я хорошо знаю эту часть Беларуси – Островетчину в Гродненской области, где проходит граница с Литвой. Много фильмов снимала там. Это очень красивая часть Беларуси, и мысль о том, что здесь будет действовать атомная станция, мне была не по душе. В памяти каждого белоруса – чернобыльская трагедия. Не лучше ли было бы обойтись без атомных станций? Но когда начинаешь изучать вопрос, когда читаешь, сколько АЭС успешно работает в мире – в Америке, во Франции, – понимаешь, что с предубеждениями надо бороться.
Когда мы приехали снимать станцию, там были уже завершены многие важные этапы, которые никто не снимал! Это проблема сегодняшнего времени: в советское время обязательно про такую грандиозную стройку снимали бы документальное кино. А сейчас – нет! Телевизионщики приезжают, быстро задают 1–2 вопроса, выдают в эфир свои полторы минуты информации, и все! А ведь «что не снято, того нет».
В Островце не просто строится первая Белорусская АЭС, а создается целая отрасль: атомная энергетика Беларуси. И скажу вам, когда видишь, как пять тысяч мужиков вкалывают день и ночь, когда ощущаешь их фантастическую энергию, то это непременно надо снимать. Для того чтобы через 15–20 лет можно было посмотреть, как это было.
– Стало быть, съемки заставили вас ко многим вещам изменить свое отношение? К той же атомной энергетике…
– Когда главный инженер Островецкой атомной станции Анатолий Михайлович Бондарь, кстати, родом из Петрикова, небольшого городка на Полесье, говорит, что реакторы безопасны, и приводит в пример Францию, где работает 58 реакторов, то у меня нет оснований ему не верить. Почему они не могут работать здесь? Специалисты хуже? Тот же Анатолий Бондарь работал в НИИ под Минском на малом реакторе. Потом был Чернобыль. Когда появились новые реакторы водно-водяного принципа, уехал (за три года до Чернобыльской аварии) на Балаковскую АЭС на Волге. Получив российское гражданство, стал от «Росатома» строить атомные станции в Иране, Индии, Китае. И его уже как российского специалиста пригласили возглавить строительство в Беларуси. Специалист, каких еще поискать надо…
Вот они – патриоты
– Что происходит с белорусским документальным кино?
– Денег нет, снимаем 13-минутные зарисовки, в которых не успеваешь развернуть историю. Человеку интересно следить за судьбой другого человека, он хочет увидеть это во времени, а нам предлагают снимать короткометражки, к сожалению, никому не нужные. Даже 52 минут мало для документального фильма, если рассказываешь масштабную историю.
– У вашего фильма патриотическое звучание. Как относитесь к понятию «патриотизм» в документальном кино?
– У интеллигенции принято быть в оппозиции власти. Это вроде бы хороший тон. Но критиковать всегда легче, чем что-то делать.
То же самое можно сказать и относительно космоса. Мы же смеялись, когда навернулся первый белорусский спутник – какая там Беларусь космическая держава!.. Но когда я познакомилась с академиком Сергеем Жданком и послушала его рассказ о том, как это было, когда узнала, как работали, например, инженеры белорусского предприятия «Пеленг», создававшие оптико-электронный телескоп для нашего спутника, стало не до иронии.
И сегодня, когда директор предприятия «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Сергей Золотой, а именно он отвечает за уже летающий второй спутник и за запуск третьего, говорит: «Мы еще себя покажем», – у меня нет оснований ему не верить.
Досье «СВ»Галина Адамович – автор более двадцати документальных лент, большинство из которых удостоено призов отечественных и зарубежных кинофес-тивалей. Фильм «Боже мой» (2005) получил приз за лучший короткометражный документальный фильм в Карловых Варах. «Заведенка» (2007) назван лучшим национальным фильмом в Беларуси. «Мама придет!» (2008) получил приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на фестивале «Золотой Витязь».
Автор публикации: Нина КАТАЕВА, n.kataeva@souzveche.ru