Галина Адамович: Спешите снимать! Что не снято, того нет

Фильм известного белорусского режиссера Галины Адамович «Беларусь. Документальная история» можно считать кратким киноучебником новейшего времени.
Фильм известного белорусского режиссера Галины Адамович «Беларусь. Документальная история» можно считать кратким киноучебником новейшего времени.

Он совсем непохож на «официозное кино», которое можно встретить в кинодокументалистике, когда речь заходит о госзаказах. Да, снят на «Беларусьфильме» по заказу Министерства культуры к выборам Президента страны. Однако ничего пафосного в нем нет. Беларусь и ее люди показаны такими, какие они есть. Какими их застал объектив кинокамеры – без прикрас и пропагандистского налета. Я видела, как зрители благодарили режиссера за позитивный настрой, за тепло, идущее с экрана.

И в этом – вся Галина Адамович. Для нее не существует скучных жанров. Она показала, как изменилась страна за четверть века в «новые» времена.

Элита из народа


– Непросто уместить в 52 минуты огромное количество событий из разных сфер жизни страны. С чего же вы начали?

– Это был главный вопрос, по какому принципу строить кино. Ведь среди моря позитива были и такие события, о которых тяжело вспоминать: взрыв в метро, давка на Немиге. Думали долго, потом замминистра культуры Ирина Дрига предложила съездить к главному редактору «Советской Беларуси» Павлу Якубовичу. Он прямо во время встречи начал рассуждать о структуре будущей картины. Так идея и выкристаллизовалась.

Это фильм, в котором отражено все, что видели документалисты своими глазами. Из километров пленки Станислава Гайдука, Виктора Аслюка, Михаила Ждановского, Юрия Горулева, Николая Князева и Сергея Катьера предстояло выбрать самые важные, самые интересные и значимые события.

Картина субъективна, и это мой сознательный выбор. Думаю, каждый из коллег, снимай он такое кино, делал бы все по-своему. Я старалась выбрать те кадры, в которых ощущалось ­серьезное движение вперед.

– Как вы понимали свою задачу?

– В идеале над такими фильмами должна работать команда журналистов, которые исследовали бы людей и ситуацию. Я же была и сценаристом, и режиссером, и ведущей. Надо было очень быстро разобраться, кого снимаем на атомной станции, как выстраиваем съемку в кардиохирургии, какой агрокомплекс выбираем на Гродненщине или Брестчине. В конце концов у меня появился азарт, я получала удовольствие от общения с этими людьми, от них шла хорошая энергетика. Они действительно представляют элиту белорусского общества.

Люди с атомной энергетикой


– Какая съемка оказалась для вас самой важной?

– Важнее всего мне было поработать на Островецкой атомной станции, потому что отношение к ней неоднозначное. Я хорошо знаю эту часть Беларуси – Островетчину в Гродненской области, где проходит граница с Литвой. Много фильмов снимала там. Это очень красивая часть Беларуси, и мысль о том, что здесь будет действовать атомная станция, мне была не по душе. В памяти каждого белоруса – чернобыльская трагедия. Не лучше ли было бы обойтись без атомных станций? Но когда начинаешь изучать вопрос, когда читаешь, сколько АЭС успешно работает в мире – в Америке, во Франции, – понимаешь, что с предубеждениями надо бороться.

Когда мы приехали снимать станцию, там были уже завершены многие важные этапы, которые никто не снимал! Это проблема сегодняшнего времени: в советское время обязательно про такую грандиозную стройку снимали бы документальное кино. А сейчас – нет! Телевизионщики приезжают, быстро задают 1–2 вопроса, выдают в эфир свои полторы минуты информации, и все! А ведь «что не снято, того нет».

В Островце не просто строится первая Белорусская АЭС, а создается целая отрасль: атомная энергетика Беларуси. И скажу вам, когда видишь, как пять тысяч мужиков вкалывают день и ночь, когда ощущаешь их фантастическую энергию, то это непременно надо снимать. Для того чтобы через 15–20 лет можно было посмотреть, как это было.

– Стало быть, съемки заставили вас ко многим вещам изменить свое отношение? К той же атомной энергетике…

– Когда главный инженер Островецкой атомной станции Анатолий Михайлович Бондарь, кстати, родом из Петрикова, небольшого городка на Полесье, говорит, что реакторы безопасны, и приводит в пример Францию, где работает 58 реакторов, то у меня нет оснований ему не верить. Почему они не могут работать здесь? Специалисты хуже? Тот же Анатолий Бондарь работал в НИИ под Минском на малом реакторе. Потом был Чернобыль. Когда появились новые реакторы водно-водяного принципа, уехал (за три года до Чернобыльской аварии) на Балаковскую АЭС на Волге. Получив российское гражданство, стал от «Росатома» строить атомные станции в Иране, Индии, Китае. И его уже как российского специалиста пригласили возглавить строительство в Беларуси. Специалист, каких еще поискать надо…

Вот они – патриоты


– Что происходит с белорусским документальным кино?

– Денег нет, снимаем 13-минутные зарисовки, в которых не успеваешь развернуть историю. Человеку интересно следить за судьбой другого человека, он хочет увидеть это во времени, а нам предлагают снимать короткометражки, к сожалению, никому не нужные. Даже 52 минут мало для документального фильма, если рассказываешь масштабную историю. 


Один из ярких сюжетов в ленте – рассказ о гребцах из Мозыря, с которыми работает тренер сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович. Его команда легко побеждает соперников из Германии и Венгрии, где гребля – национальный вид спорта. Как им это удается – загадка, которую и попыталась разгадать Галина Адамович

– У вашего фильма патриотическое звучание. Как относитесь к понятию «патриотизм» в документальном кино?

– У интеллигенции принято быть в оппозиции власти. Это вроде бы хороший тон. Но критиковать всегда легче, чем что-то делать.

То же самое можно сказать и относительно космоса. Мы же смеялись, когда навернулся первый белорусский спутник – какая там Беларусь космическая держава!.. Но когда я познакомилась с академиком Сергеем Жданком и послушала его рассказ о том, как это было, когда узнала, как работали, например, инженеры белорусского предприятия «Пеленг», создававшие оптико-электронный телескоп для нашего спутника, стало не до иронии.

И сегодня, когда директор предприятия «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Сергей Золотой, а именно он отвечает за уже летающий второй спутник и за запуск третьего, говорит: «Мы еще себя покажем», – у меня нет оснований ему не верить.


Досье «СВ»

Галина Адамович – автор более двадцати документальных лент, большинство из которых удостоено призов отечественных и зарубежных кинофес-тивалей. Фильм «Боже мой» (2005) получил приз за лучший короткометражный документальный фильм в Карловых Варах. «Заведенка» (2007) назван лучшим национальным фильмом в Беларуси. «Мама придет!» (2008) получил приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на фестивале «Золотой Витязь».

Автор публикации: Нина КАТАЕВА, n.kataeva@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter