Фотография — как вино. Главное — выдержка. Чтобы получить желаемый кадр, белорусскому фотографу Олегу Грицкевичу приходится ждать подходящего момента не один час и подниматься на вершины гор.

Любовь к фотографии победителю конкурса “Самые удивительные фотографии National Geographic”, организованного телевизионным каналом в этом году, 38-летнему минчанину передалась от отца.

Любовь к фотографии победителю конкурса “Самые удивительные фотографии National Geographic”, организованного телевизионным каналом в этом году, 38-летнему минчанину передалась от отца. Будучи еще мальчиком, он вместе с папой ночи напролет проявлял черно-белые пленки и печатал снимки.

Запечатлеть увиденное

Видя интерес сына к этому искусству, отец купил Олегу, которому тогда исполнилось только девять лет, первый в его жизни фотоаппарат “Смена”. С того времени и началось становление Олега Грицкевича как фотографа.
— Для меня фотоаппарат — своеобразный катализатор, способ глубже понять и осознать окружающую ситуацию, более полно ощутить мгновение, — говорит Олег. — Каждый раз, нажимая на кнопку затвора фотоаппарата, я становлюсь близок к этому мгновению. А перед тем как создать кадр, пытаюсь увидеть его таким, каким он будет на бумаге.
О конкурсе “Самые удивительные фотографии National Geographic” Олег узнал на одном из белорусских фотопорталов за день до окончания приема работ. Он отправил по интернету несколько своих фотографий. Просмотрев более чем две тысячи работ участников, жюри конкурса остановило свой выбор на фотографии “Переполнение Священных вод”, сделанной белорусским фотографом.
С первого взгляда определить сюжет этого снимка невозможно. Кажется, что без компьютерной графики здесь не обошлось. На самом же деле эта фотография — дело умелых рук и зоркого взгляда фотохудожника, который нашел подходящий для съемки момент. На снимке-победителе, сделанном с балкона отеля в индийском городе Варанаси, изображена верхушка затопленного во время наводнения индуистского храма.
— Я хотел, чтобы у зрителя, смотрящего на этот снимок, возникали вопросы, что же на нем изображено, — комментирует автор. — Думаю, это одна из причин, почему жюри отдало предпочтение моей работе.
Перед тем как сделать очередной снимок, Олег тщательно его продумывает, ведь детский фотограф должен учитывать все нюансы композиции. Бывает, в погоне за понравившейся композицией он встает задолго до восхода солнца и, выходя на место съемки, ожидает подходящего момента. Сидеть же в “засаде” приходится по нескольку часов: то погода подведет, то солнце спрячется. Так, чтобы получить нужный кадр древнего храмового комплекса в Камбодже, расположенного в джунглях, фотограф ждал несколько дней.
Самым же удачным временем для съемки Олег считает рассвет и закат. Поэтому даже на утреннюю или вечернюю пробежку фотограф иногда берет с собой фотоаппарат и ловит понравившуюся композицию в объектив.

Дикая Азия

Большинство своих фотографий Олег Грицкевич привозит из азиатских стран, куда отправляется в длительные одиночные путешествия.
— Люди с восточным типом мышления в меньшей степени подвержены наступающей глобализации, — говорит собеседник. — К тому же там мягкий тропический климат. Это и природа с ее высокими горами и дикими пляжами. Кроме того, в Азии сохранились малочисленные этнические общины и города, уклад жизни и архитектура которых мало изменились за последнюю половину тысячелетия.
Путешественник с фотокамерой отправляется только в те места, куда не ступала нога заядлого туриста. Для Олега гораздо интереснее подняться на безымянную вершину пусть даже высотой в пять километров, зная, что он это сделал первым, чем идти по проторенным дорожкам. Фотохудожник никогда не был и, по его заверениям, не будет на пирамидах в Египте, не совершит восхождение на Эверест. Зато он в одиночку поднялся на Эльбрус, открыл для себя дикие горы Тибета. Покорить же вершину, уверяет фотограф, невозможно. Гора всегда сильнее человека, и она может только ненадолго пустить наверх. Но, видно, азиатские горы благосклонно отнеслись к путешественнику, открыв ему свои просторы. Поэтому и снимки Олега, сделанные в этих уникальных, почти недоступных для человека местах, захватывают дух.

Трудности съемки

Фотограф признается, что жители не всех стран охотно соглашаются на съемку. Поэтому, прежде чем сфотографировать человека, Олег всегда спросит у него разрешения. Самыми же интересными получаются снимки, когда фотомастер сливается с жизнью местного населения. Для этого он готов и рыбакам помогать тянуть невод с уловом, и пастухам перегонять лошадей.
Самая же сложная для съемки местность — высоко в горах, считает Олег, где температура разряженного воздуха может опускаться ниже отметки минус 30 градусов. Кроме того, что существует опасность сорваться вниз, фотоаппарат при такой низкой температуре, бывает, отказывается работать. Его приходится держать под курткой, чтобы сохранить в теплом состоянии.
Трудность съемки в горах заключается и в том, что в трехслойных перчатках, входящих в амуницию альпиниста, очень неудобно производить тонкие настройки и нажимать на спуск фотоаппарата. Но ради нужного кадра Олег готов пойти на любой риск.
А вот чего избегает заядлый фотолюбитель, так это съемки мест ритуальных захоронений в Тибете. Однажды Олег оказался на площадке так называемого “небесного захоронения” высоко в горах. Сюда приносят тело покойного и оставляют на съедение грифам и орлам. Олег попытался запечатлеть увиденное обычной “мыльницей”, как вдруг по неизвестным причинам ее заклинило. Отремонтировать фотоаппарат не смогли даже в мастерской.
Из своих путешествий Олег Грицкевич привозит весомый багаж фотографий. Его коллекция насчитывает около 12 тысяч снимков. Но с персональной фотовыставкой автор пока не торопится. Хотя в планах такая мысль витает.
— Некоторые фотографии — как вино: чем больше их возраст, тем они ценнее, — улыбается Олег. — Поэтому, прежде чем показать публике свои работы, нужно их хорошенько выдержать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter