Коллективный Запад предпринял попытку не только государственного переворота в Беларуси с методами терроризма, но и перекодирования нации посредством насильственного изменения культурных ценностей и православно-христианских традиций. Наследие православия, католицизма, ислама, иудаизма — это современная белорусская государственность, наш менталитет, национальный характер, а также идентичность как основополагающая ценность государственности. Главное для нас в эпоху крутых ломок и перемен — не потерять душу народа.
В Год народного единства и провозглашения 17 сентября Днем народного единства назрела необходимость встать на защиту христианской церкви и религиозных традиций как фундаментального фактора исторической правды и великого народного достояния.Единство белорусского народа не может быть без осмысления духовных ориентиров и почитания священного тысячелетнего пути государственного строительства.
Говоря о качестве жизни граждан, нельзя забывать о том, что успех человека, его профессиональный рост и личные достижения, достаток и здоровье во многом зависят от его морального состояния, гармонии души и тела. Комфортно жить — это значит жить по совести в соответствии с ценностными ориентирами своего народа.
Беларусь одна из первых стала на защиту Вселенского православия, диалога конфессий и религиозного мирного сосуществования. На VI Всебелорусском народном собрании, во время Большого разговора с Президентом, на Республиканском педсовете лейтмотивом звучали темы духовного оздоровления, патриотического воспитания, преданности стране.
Первый Президент Беларуси, по сути, создал универсальную структурно-функциональную систему диалога церкви и государства.В определенном смысле церковь является своего рода фундирующей формой духовной и нравственной безопасности современного белорусского общества. Поэтому попытки манипулировать христианским сознанием и насаждение потребительского образа жизни как господствующей доктрины могут привести не только к вольному толкованию жизненных ценностей, но прежде всего стать разрушительным механизмом самого общества.
Белорусская православная церковь, как и любая другая на территории Беларуси, всегда олицетворяла социальную уверенность, исторические традиции, веру в будущее и силу знания, была и остается основополагающим компонентом, оберегающим белорусский народ. Говоря о перспективах развития белорусской государственности и нации, важно учитывать духовную зрелость граждан и готовность рационально, в соответствии с внутренним осознанием и целеполаганием выстраивать церковно-государственные отношения.
Церковно-государственный диалог и межконфессиональное сотрудничество являются одним из фундирующих форпостов баланса системы ценностей белорусской государственности, независимости и суверенности Беларуси.Более того, постоянное творческое взаимовлияние изменений, происходящих в человеческом знании, науках и современных цивилизационных системах, во многом возможно только благодаря стратегическому единству церкви как социокультурному институту. Осознание того, что христианство — это связь поколений, основа диалектики традиций и инноваций в этническом и культурном государственно-общественном проявлении, должно стать интегрирующим фактором белорусского общества.
Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии госуправления Института социологии НАН, кандидат философских наук