Формула легенды

Есть ли жизнь после Шумахера?
Есть ли жизнь после Шумахера?

Завтра в «Формуле–1» знаковый день. Королева автоспорта прощается со своим фаворитом, любимцем миллионов, семикратным чемпионом мира и обладателем бесчисленного количества рекордов, многие из которых наверняка станут вечными, гонщиком Михаэлем Шумахером.

Завтра немец в последний раз сядет за руль своего алого «Феррари», в 250–й (!) раз сорвется с места и, даст Бог, отмотает 71 круг по трассе в Интерлагосе, где он четырежды первым видел клетчатый флаг. Сможет ли он одержать пятую победу или Шумми так и не удастся «хлопнуть дверью»? Станет ли в восьмой раз чемпионом или после гонки лишь пожмет руку Фернандо Алонсо? Вне зависимости от ответов на эти вопросы он уйдет. Уйдет, унеся с собой целую эпоху в истории автоспорта, уйдет легендой, феноменом, о причинах которого еще долго будут спорить болельщики и специалисты.

В том, что спорить будут, — сомнений нет. Богатая на события карьера Михаэля разделила поклонников «Формулы» на два лагеря: тех, кто боготворит талант самого выдающегося гонщика современности, и тех, кто терпеть не может нечестного чемпиона, постоянно нарушающего правила «фэйр-плей». Скандалов с немецким гонщиком в истории действительно было предостаточно, и, чего скрывать, далеко не всегда поведение чемпиона было джентльменским. Однако и его сторонники, и противники вряд ли будут спорить с самим фактом существования «феномена Шумахера». Гонщика, сумевшего покорить мир и заработать на этом столько, сколько не удалось, наверное, всем его конкурентам, вместе взятым.

А ведь в 1991 году за молодого гонщика ни одна из команд «Большого цирка» не дала бы и цента. Более того, за место в кокпите «Джордана» владелец команды Эдди Джордан запросил немалую по тем временам сумму, и кто знает, как бы повернулась карьера Михаэля, если бы не случай. В роли «спонсора» будущего чемпиона вдруг согласился выступить Петер Заубер, вручивший Джордану чек на 223 тысячи долларов, а неожиданно оказавшийся за решеткой «боевой» пилот команды Бертран Гашо снял последние сомнения относительно дебюта Шумми.

Надо отметить, что счастливых совпадений в карьере Михаэля было предостаточно. Уникальность таланта Шумахера во многом определялась его необычной для больших гонок картинговой техникой прохождения поворотов. Агрессивное, на грани срыва торможение, резкие «заныривания»... Для победы в «Формуле–1» ему была нужна машина, созданная только для него, машина, способная мгновенно реагировать на малейшие движения рулем и беспрекословно исполнять все капризы пилота. Таким стал сконструированный «под Шумахера» болид команды «Беннетон». Никто, кроме Михаэля, не мог совладать с приближенной к абсолюту «избыточной поворачиваемостью» этой машины, а он в 1994 году уверенно привел ее к первому чемпионскому титулу. «Если Шумахеp уйдет из команды, то на этой машине никто другой ездить не сможет», — заявил инженер. Правота его стала очевидной в 1996 году, когда Михаэль отправился в «Феррари»...

В следующем году место Шумахера займет Кими Райкконен — пилот, безусловно, талантливый, но не обладающий и десятой долей организаторских способностей своего предшественника. «При Райкконене произойдет закат «Феррари», — безапелляционно заявил накануне трехкратный чемпион мира Ники Лауда. — Кими талантлив, но ленив. Проблема в том, что он хочет прийти в полностью подготовленную команду и ни о чем не беспокоиться. Но для того чтобы достичь успеха, «Феррари» нужен лидер, которым все эти годы и являлся Шумахер». Это, кстати, понимает и руководство команды, предложившее «живой легенде» место консультанта, постоянного лица в паддоке «Феррари», «серого кардинала», роль которого в последнее время, к слову, занимал сам Ники Лауда. Ходят слухи, что присутствие Шумахера в составе команды стало одним из основных условий в контрактах многих из нынешних спонсоров «Феррари»...

Сможет ли Михаэль и в новом качестве помогать команде столь же эффективно, как за рулем болида, — покажет время. Пока же мы в последний раз будем провожать глазами несущийся по раскаленному асфальту Интерлагоса алый болид. Болид, на котором из мира автоспорта завтра уедет целая эпоха.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter