Есть ли жизнь после Шумахера?
Завтра в «Формуле–1» знаковый день. Королева автоспорта прощается со своим фаворитом, любимцем миллионов, семикратным чемпионом мира и обладателем бесчисленного количества рекордов, многие из которых наверняка станут вечными, гонщиком Михаэлем Шумахером.
Завтра немец в последний раз сядет за руль своего алого «Феррари», в 250–й (!) раз сорвется с места и, даст Бог, отмотает 71 круг по трассе в Интерлагосе, где он четырежды первым видел клетчатый флаг. Сможет ли он одержать пятую победу или Шумми так и не удастся «хлопнуть дверью»? Станет ли в восьмой раз чемпионом или после гонки лишь пожмет руку Фернандо Алонсо? Вне зависимости от ответов на эти вопросы он уйдет. Уйдет, унеся с собой целую эпоху в истории автоспорта, уйдет легендой, феноменом, о причинах которого еще долго будут спорить болельщики и специалисты.
В том, что спорить будут, — сомнений нет. Богатая на события карьера Михаэля разделила поклонников «Формулы» на два лагеря: тех, кто боготворит талант самого выдающегося гонщика современности, и тех, кто терпеть не может нечестного чемпиона, постоянно нарушающего правила «фэйр-плей». Скандалов с немецким гонщиком в истории действительно было предостаточно, и, чего скрывать, далеко не всегда поведение чемпиона было джентльменским. Однако и его сторонники, и противники вряд ли будут спорить с самим фактом существования «феномена Шумахера». Гонщика, сумевшего покорить мир и заработать на этом столько, сколько не удалось, наверное, всем его конкурентам, вместе взятым.
А ведь в 1991 году за молодого гонщика ни одна из команд «Большого цирка» не дала бы и цента. Более того, за место в кокпите «Джордана» владелец команды Эдди Джордан запросил немалую по тем временам сумму, и кто знает, как бы повернулась карьера Михаэля, если бы не случай. В роли «спонсора» будущего чемпиона вдруг согласился выступить Петер Заубер, вручивший Джордану чек на 223 тысячи долларов, а неожиданно оказавшийся за решеткой «боевой» пилот команды Бертран Гашо снял последние сомнения относительно дебюта Шумми.
Надо отметить, что счастливых совпадений в карьере Михаэля было предостаточно. Уникальность таланта Шумахера во многом определялась его необычной для больших гонок картинговой техникой прохождения поворотов. Агрессивное, на грани срыва торможение, резкие «заныривания»... Для победы в «Формуле–1» ему была нужна машина, созданная только для него, машина, способная мгновенно реагировать на малейшие движения рулем и беспрекословно исполнять все капризы пилота. Таким стал сконструированный «под Шумахера» болид команды «Беннетон». Никто, кроме Михаэля, не мог совладать с приближенной к абсолюту «избыточной поворачиваемостью» этой машины, а он в 1994 году уверенно привел ее к первому чемпионскому титулу. «Если Шумахеp уйдет из команды, то на этой машине никто другой ездить не сможет», — заявил инженер. Правота его стала очевидной в 1996 году, когда Михаэль отправился в «Феррари»...
В следующем году место Шумахера займет Кими Райкконен — пилот, безусловно, талантливый, но не обладающий и десятой долей организаторских способностей своего предшественника. «При Райкконене произойдет закат «Феррари», — безапелляционно заявил накануне трехкратный чемпион мира Ники Лауда. — Кими талантлив, но ленив. Проблема в том, что он хочет прийти в полностью подготовленную команду и ни о чем не беспокоиться. Но для того чтобы достичь успеха, «Феррари» нужен лидер, которым все эти годы и являлся Шумахер». Это, кстати, понимает и руководство команды, предложившее «живой легенде» место консультанта, постоянного лица в паддоке «Феррари», «серого кардинала», роль которого в последнее время, к слову, занимал сам Ники Лауда. Ходят слухи, что присутствие Шумахера в составе команды стало одним из основных условий в контрактах многих из нынешних спонсоров «Феррари»...
Сможет ли Михаэль и в новом качестве помогать команде столь же эффективно, как за рулем болида, — покажет время. Пока же мы в последний раз будем провожать глазами несущийся по раскаленному асфальту Интерлагоса алый болид. Болид, на котором из мира автоспорта завтра уедет целая эпоха.
Фото РЕЙТЕР.
Формула легенды
Есть ли жизнь после Шумахера?