Формула-1. Гран-при России. Финны осаждают подиум

Предположить, что Вальтерри Боттас будет на подиуме по итогам гонки на сочинском автодроме, мы еще могли. Несмотря на свой "дебютантский" статус в команде "Мерседес", финский пилот обладает чемпионским болидом, на котором в этом сезоне он уже дважды "доезжал" до подиума. Но вот на его победу мало кто надеялся. 

Слишком уж быстрыми на свободных заездах и в квалификации показали себя на российской трассе машины итальянской скудерии. К тому же "именитость" напарника Боттаса - Льюиса Хэмилтона и особый статус британского чемпиона в немецкой команде позволяли финну надеяться лишь на элементы удачи, от которых в гонках зачастую зависят не только победы, но и даже чемпионские титулы.

Вальтерри Боттас

Боттас - сенсация или заслуженная победа?

Скептики склонны утверждать, что в Сочи Вальтерри удалось сотворить сенсацию. Но если постараться быть объективными, то победа Боттаса на Гран-при России была вполне закономерной и тем более заслуженной.

Уже на предыдущем этапе в Бахрейне финну удалось завоевать поул-позишн. Если судить только по статистике, то да, несмотря на старт с первого ряда, там, на автодроме в Сахире Вальтерри финишировал всего лишь третьим, позади двух лидеров чемпионата - Феттеля и Хэмилтона. Но я бы назвал бахрейнскую гонку "тревожным" звоночком для Себа и Льюиса. Ведь свою лидирующую позицию финн потерял в той гонке из-за технической ошибки механиков: ему просто поставили на пит-стопе "перекачанные" шины, не позволившие удержать свой быстрый темп.

Льюис Хэмилтон

В Сочи Боттас вновь оказался быстрее напарника. У Льюиса вообще что-то не заладилось взаимопонимание с машиной на российской трассе. Сам он свое выступление на Гран-при России назвал самым неудачным после печально известного прошлогоднего этапа в Азербайджане. 

Только одного "подарка" от Льюиса было мало. Обе машины "Феррари" на сочинском автодроме по итогам квалификации были на стартовой решетке на первом ряду. И ни Феттель, ни Райкконнен вовсе не собирались делать подарков Боттасу. Рассчитывать ему приходилось разве что на свое умение и на техническое состояние болида "Мерседес".

Старт и финиш
 
Старт финскому гонщику удался на славу. Сначала он опередил чуть замешкавшегося земляка Кими и пристроился в хвост "Феррари" Феттеля. Но затем красивым маневром обошел и Себастьяна, возглавив еще до первого поворота разгоняющийся пелотон. Причем все это было сделано настолько чисто, что упреков в какой-либо некорректности или излишней агрессивности не могло и быть. Гонщикам итальянской скудерии ничего не оставалось, как констатировать наличие впереди себя удаляющейся кормы машины "Мерседес" под номером "77".

Чтобы не пропустить вслед за Вальттерри и его напарника, Феттелю пришлось прибегнуть к своему излюбленному приему, который я бы назвал приемом "виляющего зайца": резкие перемещения влево-вправо. Если внимательно просматривать старты последних двух сезонов, то можно увидеть, что всякий раз в стартовой чехарде, когда Себастьян оказывался в передних рядах пелотона, он таким образом "отбивал охоту" обгонять его у настигающих соперников. И если все же кто-то решался обойти в такой ситуации немецкого чемпиона, то ему грозило уткнуться в задние спойлеры его "Феррари".

Себастьян Феттель

В Сочи на этот раз Себ "отсекал" таким образом попытку Льюиса Хэмилтона объехать его с левой стороны по наружному радиусу, чтобы перед вторым поворотом занять более удобную позицию. И надо сказать, что британец вовремя среагировал на резкий маневр соперника, чтобы избежать касания, но при этом несколько потерял скорость. И в результате в знаменитый скоростной третий поворот, что как раз находится под трибунами имени Даниила Квята, Льюис вошел по-прежнему 4-м, так и не сумев улучшить свою позицию. Следом за ним ехал Макс Ферстаппен, сумевший на своем "Ред Булл" удачно проехать к этому моменту  и своего напарника Риккиардо, и пилота "Уильямс" Фелиппе Массу, которые стартовали перед ним.  

Если бы в этот момент кому-то из зрителей вдруг понадобилось куда-то отойти по делам и он смог вернуться лишь к последним двум кругам, то, к своему большому удивлению, он увидел бы, что ситуация на трассе почти не изменилась. Да-да, именно так. Через полтора часа гонки Боттас был по-прежнему впереди, Феттель пытался его настичь. В 10 секундах за ними к своему первому в этом сезоне подиуму ехал Райкконнен. А потом ровно с 25-секундным отставанием друг от друга, как по заказу, ехали к клетчатому флагу еще Хэмилтон и Ферстаппен. 

Макс Ферстаппен

Изменения в пелотоне на автодроме в Сочи проходили только за счет того, что кто-то уезжал на пит-стоп или сходил с дистанции. Если не считать обгонов "круговых" (гонщиков, отстающих на круг или более от лидеров), которых предупреждали синими флагами о том, чтобы они пропустили без сопротивления своих более удачливых соперников, то на Гран-при России и вовсе не было обгонов по ходу дистанции. Фактически вся борьба для пилотов закончилась на первом круге.

Да и она не для всех закончилась успешно. Обгон во втором повороте первого круга, который пытался совершить Ромен Грожан, стартовавший с непривычного для себя места в хвосте пелотона, завершился двойным столкновением его "Хаас" с "Рено" Джолиана Пальмера. Сначала француз, не рассчитав торможение на внутренней траектории, протаранил британца в бок его болида. "Рено" развернуло, и французский болид по инерции поддел "американца", отправив его в отбойники. Разбирательство стюардов не нашло явных признаков виновности ни одного из участников этой аварии, инцидент был признан гоночным. Хотя, по правде сказать, в пресс-центре даже французские журналисты, всегда безапелляционно поддерживающие своих пилотов, склонялись больше к тому, что вина была на Грожане. Ведь он ехал сзади и при желании мог бы избежать столкновения, затормозив чуть раньше, чем он это сделал.

Выехавшая после этого инцидента на трассу машина безопасности не очень поломала стратегии в ведущей группе пилотов. Да и рестарт прошел относительно спокойно, без инцидентов и обгонов.

Ромен Грожан

Помощь Фелиппе или мастерство Вальтерри?

На финальном круге гонки была все же попытка совершить обгон соперника. И речь шла о борьбе за первое место. За несколько кругов, пользуясь преимуществом своих более свежих покрышек, Себастьян Феттель вплотную подобрался к "Мерседес" Боттаса. И когда на точке детекции интервала между машинами перед стартовой прямой, заходя на последний круг, Себ увидел, что он может включить подвижное крыло DRS, он ринулся в атаку.

Но по счастливой случайности в это же время перед Боттасом в интервале менее секунды находился болид его бывшего напарника по команде "Уильямс" Фелиппе Масса, отстающего от лидирующей группы на круг. Таким образом, и сам Вальттерри мог воспользоваться своим DRS.

Более того, финский гонщик очень четко рассчитал свой маневр обгона "кругового". Он сумел обойти бразильца ровно на входе во второй поворот. Поэтому у Феттеля уже не оставалось места, чтобы провести аналогичный обгонный маневр Фелиппе. Пока Феттель с определенной осторожностью, чтобы случайно не столкнуться с "круговым", обходил "Уильямс", Боттас уже вышел из опасного интервала "менее 1-й секунды". Таким образом, на втором участке дальней прямой Себастьяну задействовать DRS не удалось.

Фелиппе Масса

На финишную черту "Мерседес" и "Феррари" приехали с интервалом в 0.6 сек. Хладнокровие и точный расчет финского гонщика обеспечил ему первую в карьере победу. И хотя Феттель возмущался по поводу якобы неуступчивости бразильца и даже, как рассказывают, показал ему неприличный жест со своим средним пальцем, предъявить конкретно претензии Массе он не мог.  Фелиппе действовал точно в соответствии с правилами, и этот инцидент даже не был поставлен на рассмотрение у стюардов.   

А вот возмущенное поведение самого Феттеля могло ему стоить штрафных санкций. Очевидно поэтому Себастьян предпочел на подиуме в своих комментариях перед публикой сгладить инцидент. Да, и затем после гонки он не слишком уж настаивал на виновности бразильца, хотя не преминул упрекнуть того в "помощи своему бывшему напарнику".

Сам же Фелиппе не стал акцентировать внимание на жесте Феттеля, сказав журналистам, что, по его мнению, Себастьян не очень-то и хотел обгонять Боттаса на последнем круге. Иначе он вел бы себя более настойчиво, и Масса не собирался ему в этом мешать.

Вальтерри Боттас

Кому не повезло в Сочи?

Если говорить только лишь цифрами статистики, то вновь в числе "невезучих" оказался Даня Квят. Стартовав с 12-го места, он так и финишировал без изменения позиции, в очередной раз не сумев заработать зачетных очков. А вот его напарник Карлос Сайнс, с которым российский гонщик в первую очередь ведет свою борьбу за выживание в Формуле-1, сумел при старте 13-м финишировать 10-м. В этом испанцу помог его удачный старт, за счет которого он получил преимущество над своим напарником. Правда, в действиях Сайнса явно был авантюрный подход. Он слишком оптимистично направлял свой болид на обгон машины Квята, заранее зная, что тот не пойдет на риск столкновения, учитывая прошлогодний печальный опыт аварий с Феттелем. И Даня действительно предпочел потерять позицию, чем пойти на контакт с болидами в самом начале гонки.

Даниил Квят

Если по квалификациям у Квята и Сайнса счет равный 2:2, то вот по очкам, набранным уже в этом сезоне, Даня явно проигрывает Карлосу со счетом 2:11. И это тем более грустно, что в очередной раз испанец оказался быстрее россиянина на его домашней трассе. По правде сказать, Квяту теперь нужно любой ценой проделать аналогичный маневр с Сайнсом на домашнем автодроме испанца во время предстоящего в Барселоне Гран-при, который пройдет с 12 по 14 мая.

Карлос Сайнс

Но самым первым, кто почувствовал на себе неумолимый перст судьбы в Сочи, был Фернандо Алонсо. Его машина даже не доехала на прогревочном круге до стартовой прямой. Сначала двигатель перестал давать необходимую мощность, а затем и вовсе отключился. Таким образом, испанский чемпион уже 4-й раз в этом сезоне не доехал до финиша. Понятно теперь, почему с такой легкостью команда "МкЛарен-Хонда" отпускает своего именитого подопечного на гонку 500 миль Индианаполиса даже во время самого престижного в календаре Формулы-1 Гран-при Монако.

Фернандо Алонсо

Следующей жертвой обстоятельств, а точнее сказать, слабости японских моторов, явился напарник Алонсо - бельгиец Стоффель Вандорн. За уже 5-ю (при разрешенных 4) замену  силовой установки на своей машине дебютант "МакЛарен-Хонда" получил штраф с потерей 15 позиций на старте. Понятно, что при таком подходе на стартовой решетке симпатичная россиянка с номером болида Стоффеля стояла последней из своих подружек. Но отдадим должное мастерству Вандорна. Он сумел финишировать 14-м, обойдя обоих гонщиков команды "Заубер". При том, что бельгийцу пришлось еще во время пит-стопа отбыть свой 5-секундный штраф за срезку второго поворота. Весьма сомнительное наказание, учитывая, что в тот момент стартовых коллизий Вандорн пытался избежать последствий столкновения Грожана и Пальмера.

Стоффель Вандорн

Но стюарды были неумолимы. Аналогичным образом они наказали и Кевина Магнуссена, поступившего так же в той ситуации. Все дело в том, что перед Гран-при всех пилотов строго-настрого предупредили, чтобы они при срезке второго поворота обязательно ехали через специально построенные для этой цели "воротца". Их предназначение: сбросить скорость провинившимся болидам. Как оказалось, Стоффель и Кевин предпочли не заезжать в эти "воротца", за что и были сурово наказаны. Более того, пилотам даже присудили по 1 штрафному очку, чтобы и остальным было неповадно в будущем игнорировать предписания стюардов. 

Кевин Магнуссен

А роль завершающего список "неудачников" Гран-при России досталась Даниелю Риккиардо. Поменявшись местами в ходе стартовой чехарды со своим более молодым и напористым напарником, Риккиардо после ухода обратно на пит-лейн машины безопасности ехал 7-м. И в команде "Ред Булл" рассчитывали, что австралиец еще включится в борьбу за место в первой шестерке, зная мастерство и характер Даниеля. Однако буквально после рестарта было обнаружено, что на машине Риккиардо задымились тормоза на правом заднем колесе. Сбросив скорость и пропуская вперед себя одного за другим соперников, Даниель заехал на пит-лейн к своим механикам. Но, увы, помочь ему в той ситуации они уже не могли. Погасив огнетушителями воспламенившиеся к тому времени тормоза, механики "Ред Булл" вынуждены были закатить пострадавший болид в боксы.

Даниель Риккиардо

                                                                                                                                                                             Фото REUTERS
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter