Формула-1. Гран-при России. Финны осаждают подиум

Предположить, что Вальтерри Боттас будет на подиуме по итогам гонки на сочинском автодроме, мы еще могли. Несмотря на свой "дебютантский" статус в команде "Мерседес", финский пилот обладает чемпионским болидом, на котором в этом сезоне он уже дважды "доезжал" до подиума. Но вот на его победу мало кто надеялся. 

Слишком уж быстрыми на свободных заездах и в квалификации показали себя на российской трассе машины итальянской скудерии. К тому же "именитость" напарника Боттаса - Льюиса Хэмилтона и особый статус британского чемпиона в немецкой команде позволяли финну надеяться лишь на элементы удачи, от которых в гонках зачастую зависят не только победы, но и даже чемпионские титулы.

Вальтерри Боттас

Боттас - сенсация или заслуженная победа?

Скептики склонны утверждать, что в Сочи Вальтерри удалось сотворить сенсацию. Но если постараться быть объективными, то победа Боттаса на Гран-при России была вполне закономерной и тем более заслуженной.

Уже на предыдущем этапе в Бахрейне финну удалось завоевать поул-позишн. Если судить только по статистике, то да, несмотря на старт с первого ряда, там, на автодроме в Сахире Вальтерри финишировал всего лишь третьим, позади двух лидеров чемпионата - Феттеля и Хэмилтона. Но я бы назвал бахрейнскую гонку "тревожным" звоночком для Себа и Льюиса. Ведь свою лидирующую позицию финн потерял в той гонке из-за технической ошибки механиков: ему просто поставили на пит-стопе "перекачанные" шины, не позволившие удержать свой быстрый темп.

Льюис Хэмилтон

В Сочи Боттас вновь оказался быстрее напарника. У Льюиса вообще что-то не заладилось взаимопонимание с машиной на российской трассе. Сам он свое выступление на Гран-при России назвал самым неудачным после печально известного прошлогоднего этапа в Азербайджане. 

Только одного "подарка" от Льюиса было мало. Обе машины "Феррари" на сочинском автодроме по итогам квалификации были на стартовой решетке на первом ряду. И ни Феттель, ни Райкконнен вовсе не собирались делать подарков Боттасу. Рассчитывать ему приходилось разве что на свое умение и на техническое состояние болида "Мерседес".

Старт и финиш
 
Старт финскому гонщику удался на славу. Сначала он опередил чуть замешкавшегося земляка Кими и пристроился в хвост "Феррари" Феттеля. Но затем красивым маневром обошел и Себастьяна, возглавив еще до первого поворота разгоняющийся пелотон. Причем все это было сделано настолько чисто, что упреков в какой-либо некорректности или излишней агрессивности не могло и быть. Гонщикам итальянской скудерии ничего не оставалось, как констатировать наличие впереди себя удаляющейся кормы машины "Мерседес" под номером "77".

Чтобы не пропустить вслед за Вальттерри и его напарника, Феттелю пришлось прибегнуть к своему излюбленному приему, который я бы назвал приемом "виляющего зайца": резкие перемещения влево-вправо. Если внимательно просматривать старты последних двух сезонов, то можно увидеть, что всякий раз в стартовой чехарде, когда Себастьян оказывался в передних рядах пелотона, он таким образом "отбивал охоту" обгонять его у настигающих соперников. И если все же кто-то решался обойти в такой ситуации немецкого чемпиона, то ему грозило уткнуться в задние спойлеры его "Феррари".

Себастьян Феттель

В Сочи на этот раз Себ "отсекал" таким образом попытку Льюиса Хэмилтона объехать его с левой стороны по наружному радиусу, чтобы перед вторым поворотом занять более удобную позицию. И надо сказать, что британец вовремя среагировал на резкий маневр соперника, чтобы избежать касания, но при этом несколько потерял скорость. И в результате в знаменитый скоростной третий поворот, что как раз находится под трибунами имени Даниила Квята, Льюис вошел по-прежнему 4-м, так и не сумев улучшить свою позицию. Следом за ним ехал Макс Ферстаппен, сумевший на своем "Ред Булл" удачно проехать к этому моменту  и своего напарника Риккиардо, и пилота "Уильямс" Фелиппе Массу, которые стартовали перед ним.  

Если бы в этот момент кому-то из зрителей вдруг понадобилось куда-то отойти по делам и он смог вернуться лишь к последним двум кругам, то, к своему большому удивлению, он увидел бы, что ситуация на трассе почти не изменилась. Да-да, именно так. Через полтора часа гонки Боттас был по-прежнему впереди, Феттель пытался его настичь. В 10 секундах за ними к своему первому в этом сезоне подиуму ехал Райкконнен. А потом ровно с 25-секундным отставанием друг от друга, как по заказу, ехали к клетчатому флагу еще Хэмилтон и Ферстаппен. 

Макс Ферстаппен

Изменения в пелотоне на автодроме в Сочи проходили только за счет того, что кто-то уезжал на пит-стоп или сходил с дистанции. Если не считать обгонов "круговых" (гонщиков, отстающих на круг или более от лидеров), которых предупреждали синими флагами о том, чтобы они пропустили без сопротивления своих более удачливых соперников, то на Гран-при России и вовсе не было обгонов по ходу дистанции. Фактически вся борьба для пилотов закончилась на первом круге.

Да и она не для всех закончилась успешно. Обгон во втором повороте первого круга, который пытался совершить Ромен Грожан, стартовавший с непривычного для себя места в хвосте пелотона, завершился двойным столкновением его "Хаас" с "Рено" Джолиана Пальмера. Сначала француз, не рассчитав торможение на внутренней траектории, протаранил британца в бок его болида. "Рено" развернуло, и французский болид по инерции поддел "американца", отправив его в отбойники. Разбирательство стюардов не нашло явных признаков виновности ни одного из участников этой аварии, инцидент был признан гоночным. Хотя, по правде сказать, в пресс-центре даже французские журналисты, всегда безапелляционно поддерживающие своих пилотов, склонялись больше к тому, что вина была на Грожане. Ведь он ехал сзади и при желании мог бы избежать столкновения, затормозив чуть раньше, чем он это сделал.

Выехавшая после этого инцидента на трассу машина безопасности не очень поломала стратегии в ведущей группе пилотов. Да и рестарт прошел относительно спокойно, без инцидентов и обгонов.

Ромен Грожан

Помощь Фелиппе или мастерство Вальтерри?

На финальном круге гонки была все же попытка совершить обгон соперника. И речь шла о борьбе за первое место. За несколько кругов, пользуясь преимуществом своих более свежих покрышек, Себастьян Феттель вплотную подобрался к "Мерседес" Боттаса. И когда на точке детекции интервала между машинами перед стартовой прямой, заходя на последний круг, Себ увидел, что он может включить подвижное крыло DRS, он ринулся в атаку.

Но по счастливой случайности в это же время перед Боттасом в интервале менее секунды находился болид его бывшего напарника по команде "Уильямс" Фелиппе Масса, отстающего от лидирующей группы на круг. Таким образом, и сам Вальттерри мог воспользоваться своим DRS.

Более того, финский гонщик очень четко рассчитал свой маневр обгона "кругового". Он сумел обойти бразильца ровно на входе во второй поворот. Поэтому у Феттеля уже не оставалось места, чтобы провести аналогичный обгонный маневр Фелиппе. Пока Феттель с определенной осторожностью, чтобы случайно не столкнуться с "круговым", обходил "Уильямс", Боттас уже вышел из опасного интервала "менее 1-й секунды". Таким образом, на втором участке дальней прямой Себастьяну задействовать DRS не удалось.

Фелиппе Масса

На финишную черту "Мерседес" и "Феррари" приехали с интервалом в 0.6 сек. Хладнокровие и точный расчет финского гонщика обеспечил ему первую в карьере победу. И хотя Феттель возмущался по поводу якобы неуступчивости бразильца и даже, как рассказывают, показал ему неприличный жест со своим средним пальцем, предъявить конкретно претензии Массе он не мог.  Фелиппе действовал точно в соответствии с правилами, и этот инцидент даже не был поставлен на рассмотрение у стюардов.   

А вот возмущенное поведение самого Феттеля могло ему стоить штрафных санкций. Очевидно поэтому Себастьян предпочел на подиуме в своих комментариях перед публикой сгладить инцидент. Да, и затем после гонки он не слишком уж настаивал на виновности бразильца, хотя не преминул упрекнуть того в "помощи своему бывшему напарнику".

Сам же Фелиппе не стал акцентировать внимание на жесте Феттеля, сказав журналистам, что, по его мнению, Себастьян не очень-то и хотел обгонять Боттаса на последнем круге. Иначе он вел бы себя более настойчиво, и Масса не собирался ему в этом мешать.

Вальтерри Боттас

Кому не повезло в Сочи?

Если говорить только лишь цифрами статистики, то вновь в числе "невезучих" оказался Даня Квят. Стартовав с 12-го места, он так и финишировал без изменения позиции, в очередной раз не сумев заработать зачетных очков. А вот его напарник Карлос Сайнс, с которым российский гонщик в первую очередь ведет свою борьбу за выживание в Формуле-1, сумел при старте 13-м финишировать 10-м. В этом испанцу помог его удачный старт, за счет которого он получил преимущество над своим напарником. Правда, в действиях Сайнса явно был авантюрный подход. Он слишком оптимистично направлял свой болид на обгон машины Квята, заранее зная, что тот не пойдет на риск столкновения, учитывая прошлогодний печальный опыт аварий с Феттелем. И Даня действительно предпочел потерять позицию, чем пойти на контакт с болидами в самом начале гонки.

Даниил Квят

Если по квалификациям у Квята и Сайнса счет равный 2:2, то вот по очкам, набранным уже в этом сезоне, Даня явно проигрывает Карлосу со счетом 2:11. И это тем более грустно, что в очередной раз испанец оказался быстрее россиянина на его домашней трассе. По правде сказать, Квяту теперь нужно любой ценой проделать аналогичный маневр с Сайнсом на домашнем автодроме испанца во время предстоящего в Барселоне Гран-при, который пройдет с 12 по 14 мая.

Карлос Сайнс

Но самым первым, кто почувствовал на себе неумолимый перст судьбы в Сочи, был Фернандо Алонсо. Его машина даже не доехала на прогревочном круге до стартовой прямой. Сначала двигатель перестал давать необходимую мощность, а затем и вовсе отключился. Таким образом, испанский чемпион уже 4-й раз в этом сезоне не доехал до финиша. Понятно теперь, почему с такой легкостью команда "МкЛарен-Хонда" отпускает своего именитого подопечного на гонку 500 миль Индианаполиса даже во время самого престижного в календаре Формулы-1 Гран-при Монако.

Фернандо Алонсо

Следующей жертвой обстоятельств, а точнее сказать, слабости японских моторов, явился напарник Алонсо - бельгиец Стоффель Вандорн. За уже 5-ю (при разрешенных 4) замену  силовой установки на своей машине дебютант "МакЛарен-Хонда" получил штраф с потерей 15 позиций на старте. Понятно, что при таком подходе на стартовой решетке симпатичная россиянка с номером болида Стоффеля стояла последней из своих подружек. Но отдадим должное мастерству Вандорна. Он сумел финишировать 14-м, обойдя обоих гонщиков команды "Заубер". При том, что бельгийцу пришлось еще во время пит-стопа отбыть свой 5-секундный штраф за срезку второго поворота. Весьма сомнительное наказание, учитывая, что в тот момент стартовых коллизий Вандорн пытался избежать последствий столкновения Грожана и Пальмера.

Стоффель Вандорн

Но стюарды были неумолимы. Аналогичным образом они наказали и Кевина Магнуссена, поступившего так же в той ситуации. Все дело в том, что перед Гран-при всех пилотов строго-настрого предупредили, чтобы они при срезке второго поворота обязательно ехали через специально построенные для этой цели "воротца". Их предназначение: сбросить скорость провинившимся болидам. Как оказалось, Стоффель и Кевин предпочли не заезжать в эти "воротца", за что и были сурово наказаны. Более того, пилотам даже присудили по 1 штрафному очку, чтобы и остальным было неповадно в будущем игнорировать предписания стюардов. 

Кевин Магнуссен

А роль завершающего список "неудачников" Гран-при России досталась Даниелю Риккиардо. Поменявшись местами в ходе стартовой чехарды со своим более молодым и напористым напарником, Риккиардо после ухода обратно на пит-лейн машины безопасности ехал 7-м. И в команде "Ред Булл" рассчитывали, что австралиец еще включится в борьбу за место в первой шестерке, зная мастерство и характер Даниеля. Однако буквально после рестарта было обнаружено, что на машине Риккиардо задымились тормоза на правом заднем колесе. Сбросив скорость и пропуская вперед себя одного за другим соперников, Даниель заехал на пит-лейн к своим механикам. Но, увы, помочь ему в той ситуации они уже не могли. Погасив огнетушителями воспламенившиеся к тому времени тормоза, механики "Ред Булл" вынуждены были закатить пострадавший болид в боксы.

Даниель Риккиардо

                                                                                                                                                                             Фото REUTERS

Версия для печати
Никодим, Смолевичи
Вальтерри Боттас перепал болид Чемпиона Нико Россберга. На таком болиде и Квят бы имел шансы быть на подиуме.
SB, BE
Прошлый сезон, вопреки прогнозам, был интересным. Этот сезон уже интересен. Ф1 вошла в свои права и продолжает применять свои (не всегда адекватные) правила. Даже если брать только обгоны, можно вспомнить старую латинскую пословицу. Quod licet Iovi, non licet Bovi - Что позволено Юпитеру (читай Себу, изменяющему траектории, что бы не позволить Льюису себя обогнать), не позволено Быку (читай Максу из Ред Бюль (но настоящий Бык), изменяющему траектории, что бы не позволить другим пилотам себя обогнать). О Ф1, ты плетешь интриги и держишь нас в нвпряжении. Но и за это тоже мы тебя любим. Если хочешь стать Юпитером, вспомни другую латинскую пословицу. Per aspera ad astra - через тернии к звёздам и дествуй. А мы, зрители, будем наслаждаться спектаклем.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости