Формула-1: Гран-при Абу-Даби. Победа Кими Райкконена

Сказочная страна, на которую похож автодром Яс Марина в Абу-Даби, впервые за свои четыре сезона подарила Формуле-1 захватывающую гонку. Обгоны, аварии, прорывы с хвоста пелотона, неожиданные отказы техники и мало прогнозируемая победа Кими Райкконена – все это было в наличии.

Сказочная страна, на которую похож автодром Яс Марина в Абу-Даби, впервые за свои четыре сезона подарила Формуле-1 захватывающую гонку. Обгоны, аварии, прорывы с хвоста пелотона, неожиданные отказы техники и мало прогнозируемая победа Кими Райкконена – все это было в наличии.


Теоретические шансы на победу на чемпионский титул накануне Гран-при Абу-Даби сохраняли четыре гонщика. Лидер чемпионата Себастьян Феттель с отрывом от своего основного конкурента в 13 очков, Фернандо Алонсо, Кими Райкконен и… Льюис Хэмильтон. Правда, у британца этот шанс был скорее призрачным, чем реальным. Отставание от Феттеля на 75 очков давало Льюису надежду на титул лишь в том случае, если Себастьян во всех оставшихся гонках не наберет ни одного очка. А сам Хэмильтон при этом будет исправно приезжать первым. Казалось, это из серии фантастики. Но начало гоночного уикэнда на автодроме Яс-Марина как раз и пошло по этому фантастическому сценарию.

Махинации от «Ред Булл»

Себастьян Феттель может стать досрочно чемпионом уже в США

Уверенное лидирование в свободных заездах и поул-позишн Льюиса Хэмильтона в субботней квалификации однозначно показывали претензии гонщика «МакЛарен» на «майку лидера» по скорости в Абу-Даби. Марку Уэбберу наконец-то удалось опередить Феттеля и заработать второе место на стартовой решетке. Сам Себастьян под прессингом лидерства под занавес сезона, хотя и показал третье время, вел себя достаточно нервно. После финального круга он и вовсе остановил болид на трассе, не доехав до боксов. Якобы, мотористы «Рено» усмотрели неполадки в топливной системе на его машине. Однако рассмотрение инцидента руководством гонки вскоре выявило истинное причины и самой остановки, и причин необычно нервного поведения лидера чемпионата.


Согласно регламенту FIA, после окончания квалификации гонщик должен самостоятельно добраться до боксов, и при этом еще иметь в баке своего болида топлива не менее одного литра для контроля. Казалось бы, простая истина. Однако периодически команды пытаются «жульничать» с этим самым одним литром, поскольку в борьбе за десятые доли секунды вес болида становится настолько важным, что счет идее на килограммы. И когда мы видим якобы «вынужденную» остановку болида на трассе по завершении зачетного круга, первое, что приходит на ум – это попытка сэкономить оставшееся в баке топливо.


Именно это на самом деле и произошло с машиной Себастьяна Феттеля во время квалификации в Абу-Даби. Четыре часа понадобилась стюардам, чтобы вынести свой вердикт, хотя факт несоответствия регламенту был налицо с самого начала. В итоге результаты Себастьяна Феттеля были аннулированы, и гонщик был отправлен «рукой формульной Фемиды» со второго ряда в самый конец пелотона. Формально наказание могло быть еще более жестким. Например, гонщика «Ред Булл» могли и вовсе не допустить к гонке. Существующие «правила 107%» позволяют допускать на старт лишь тех пилотов, кто показал время прохождения своего лучшего круга с отставанием от лидера не более чем 7%. А поскольку все квалификационные круги Феттеля были аннулированы, то его вполне могли и просто не допустить на старт.


Но на такие строгие меры против лидера чемпионата руководство гонки вряд ли бы решилось, тем более за три этапа до окончания сезона, когда каждое потерянное или заработанное очко может оказаться решающим.


Итак, у Феттеля был выбор стартовать с последнего места на стартовой решетке, либо и вовсе с пит-лейна. Команда выбрала второе. Старт с пит-лейна еще дальше удаляет гонщика от пелотона, поскольку при движении вдоль боксов пилоты вынуждены соблюдать скоростной режим не более 80 км/ч. Но зато имеется преимущество в том, что можно произвести на болиде необходимые настройки. Ведь для старта во главе пелотона и в его хвосте требуются совершенно другие характеристики и регулировки болида. Для улучшения обгонных качеств на «Ред Булл» Себастьяна были изменены настройки подвески и коробки передач.

Порядок и борьба на старте

Таким образом, после «ссылки» Себастьяна из авангарда в далекие тылы, первая «шестерка» на старте выглядела следующим образом: Хэмильтон - Уэббер, Мальдонадо – Райкконен, Баттон и Алонсо. Борьба на стартовой прямой и в первом повороте обещала быть острой. Так оно и вышло.


Льюис великолепно стартовал, не позволив кому-то усомниться в заслуженности своей «майки лидера». Особенно ярко это выглядело на фоне провалившегося на старте Марка Уэббера. Замечтавшись о своей грядущей по всем прогнозам победе, австралиец вновь подбросил пищу журналистам, вытащивших из своих архивов кличку Уэббера - «Мистер провали старт». Обидно тем, кто болеет за «Ред Булл». Имея самую надежную и быструю машину, «разъяренные бычки» раз от разу подбрасывают ее владельцу Дитеру Матешицу поводы для разочарований и ненужного адреналина переживаний.


Лучше всего «мечтаниями» Марка воспользовался Кими Райкконен. Финский чемпион обошел и его, и Мальдонадо, оказавшись на второй позиции. Фернандо Алонсо в свою очередь перехитрил на старте Дженсона Баттона, а заодно и оставил с носом все того же Уэббера. В результате первая «шестерка» к 3-му кругу выглядела явно иначе, чем на старте. Льюис-Кими-Пастор-Фернандо-Дженсон-Марк.


Перипетии в середине пелотона привели к потере одного болида. В роли «бойца», которого потерял отряд как в песне «Там, вдали за рекой», оказался Нико Хюлькенберг, которому накануне «Заубер» официально подтвердил контракт на следующий сезон. Так часто бывает, когда хочется изо всех сил показать своему будущему работодателю, на что ты способен. Но ни эта авария, ни несколько проколов шин и легких столкновений у других «середнячков» не вызвали решения выпускать «сэйфети-кар».

Ограничения в виде желтых флагов вскоре снялись, и «живая змейка» болидов вовсю завертелась под жарким арабским солнцем, садящимся на горизонте великолепного ландшафта нефтяного клондайка.

Девятый вал Росберга

Говорят, девятая по счету волна, как правило, самая сильная и опасная. Не знаю, как там насчет волны, но девятый круг для другого немецкого пилота Нико Росберга оказался непреодолимой преградой. В конце круга перед 17-м поворотом следовавший перед Росбергом аутсайдер Нараин Картикеян неожиданно сбавил скорость из-за проблем с рулевым управлением. Нико не сумел среагировать на такую «подставу». Он откровенно наехал своим «Мерседесом» на корму тихоходного «HRT», и серебристый болид в буквальном смысле взлетел над головой индуса. К счастью, обошлось без жертв, гонщиков увезли на постоянно курсирующем для фотографов «шатл-бусе» в паддок, а для эвакуации болидов пришлось задействовать «сэйфети-кар».

Последняя капля для Феттеля

Шесть кругов медленного пилотирования «гуськом» друг за дружкой за фонарями спортивного «Мерседеса» сэйфети-кара только обывателю могу показаться безопасным занятием. Чтобы не дать остыть покрышкам, пилоты вовсю имитируют нагрузки на шины. Круто рулем влево, круто рулем вправо, и главное не забывать, что «медленная» скорость движения - это где-то около 150-180 км/ч. И надо внимательно следить, чтобы не наткнуться на впереди идущего конкурента. Коллизии столкновений иногда случаются и позади машины безопасности. Так вышло и на этот раз. Феттель, уже прорвавшийся к этому моменту с 24-й на 13-ю позицию, не рассчитал своего маневра по прогреву шин, и едва не въехал в корму «Торо Россо» Даниэля Рикиардо. Чтобы избежать этой нелепой аварии, Себастьяну пришлось наехать на пластиковый указатель расстояния до поворота. Поврежденное переднее крыло пришлось в срочном порядке менять. Незапланированный пит-стоп, и снова последняя позиция в пелотоне. Казалось, чаша нервного напряжения у Себастьяна должна была уже переполниться и вылиться либо во что-то очень хорошее, либо плохое. Оказалось, последняя капля была к лучшему.


Выехав с пит-лейна, Себастьян повел себя так, как будто его подменили вместе с заменой шин. Безукоризненное пилотирование, агрессивная, но очень точная манера организуемых им атак, - все это вызвало справедливое восхищение Феттелем в пресс-центре.


Видно это же восхищение испытала и пилотская Фортуна, внимательно следящая за «переделом» имущества удач и неудач на автодроме. Она-то и решила, что Себастьян вполне заслужил уже ее благодействия, и ему надо помочь.


Сначала из-за проблем с подачей топлива на 20-м круге сошел лидер гонки Льюис Хэмильтон. Затем на 39-м круге из-за аварии с участием партнера Себастьяна по «Ред Булл» Марка Уэббера, повторно выехала машина безопасности. Расстояния между гонщиками были снивелированы до минимума. А к этому моменту Себастьян, получив после своего второго пит-стопа новый комплект более быстрых мягких шин, был уже четвертым. Не удивительно, что после рестарта немецкий чемпион сумел навязать острую борьбу своему британскому коллеге Дженсону Баттону. И поскольку Дженсон филигранно вел свой «МакЛарен» по оптимальной траектории на протяжении нескольких кругов, Себастьян избрал для атаки неожиданный фрагмент трассы. Его обгон вызвал аплодисменты не только у команды, но и у журналистов в пресс-центре. Сам Дженсон после гонки выразил крайнее удивление и восхищение этим неожиданным маневром своего соперника. Таким образом, Феттель обеспечил себе место на подиуме, до минимума сократив отставание в гонке от своего основного конкурента Фернандо Алонсо и сохранив 10-очковый запас перед оставшимися двумя Гран-при.


По правде сказать, Себастьян действительно в этой гонке после столкновения с пластмассовой тумбой словно вышел из нервного ступора. Его поведение, его мастерство на трассе показали, что это уже далеко не юный мальчишка, случайно попавший в быструю машину. Это достойный боец, который заслуживает права быть трехкратным чемпионом. Впрочем, как и его главный, и теперь уже единственный соперник в борьбе за титул.

Фернандо Алонсо: «Я выиграю чемпионат!»

В «Феррари» в этом не сомневаются. Впрочем, в Испании тоже. А ведь впереди еще две гонки. И отставание в 10 очков – это довольно значимо. Какая же огромная внутренняя сила заставляет испанца так утверждать перед микрофонами журналистов?! Мне это напоминает психологическую настроенность бойцов и боксеров перед боем. Кто смотрел хоть однажды трансляцию встреч на ринге, тот поймет, о чем я веду речь. Без такой нацеленности на победу, самонастроенности на то, что ты обязательно должен «побить» соперника, выиграть бой невозможно. Особенно, если соперник очень силен. Такая открытая манера своего преимущества над конкурентом носит еще и психологический характер давления на противника. И зачастую побеждает даже не тот, кто сильнее и опытнее, а тот, кто более напористый и уверенный в своих силах. А что сможет противопоставить этому психологическому давлению со стороны Фернандо Себастьян Феттель, мы увидим уже через две недели.

Победный дебют Эрика Булье

Несмотря на победу в гонке, Кими Райкконен все же выбыл из числа претендентов на титул

Свою победу на Гран-при Абу-Даби Кими Райкконен фактически обеспечил своим классным обгоном двоих соперников на старте. А дальше надо было просто нигде не ошибиться и ждать милостей с неба. Эти милости «упали» в виде технического схода Льюиса Хэмильтона, и затем Райкконену ничего не оставалось уже, как довести начатое до логичного завершения. Первая победа в этом сезоне, первая после возвращения в гонки, 19-я по счету в карьере, - все это заставило-таки холодного финского парня улыбнуться. Это случается настолько редко, что многим кажется, что случилось невероятное. На самом же деле, это просто особенность нордического характера Кими, за которым надежно закрепилось прозвище «Айсмен». Причем, он был настолько уверен, что выиграет эту гонку, что даже не подбежал к команде после выхода из машины, как это делают практически все побеждающие гонщики. А просто поприветствовал поднятыми вверх руками механиков «Лотус», столпившихся у барьеров перед подъемом на подиум. Такой уж он и есть, этот Кими Райкконен.


А вот радость Эрика Булье, начальника команды «Лотус», была на порядок более яркой. Ведь для команды из Энстоуна – это первая победа после Японии 2008 года, а для Эрика Булье – первая победа в его биографии Формулы-1. Так что можно поздравить этого французского 35-летнего менеджера с приятным дебютом. Представляю, как обидно было в очередной раз Виталию Петрову видеть болид «Лотус» во главе пелотона и Кими на подиуме, понимая, что теоретически он тоже мог быть причастен к этому празднику. Тем более, что на трассе Яс-Марина российский гонщик в очередной раз проиграл своему напарнику Хейки Ковалайнену и в квалификации, и в гонке.


Несмотря на победу в гонке, Кими Райкконен все же выбыл из числа претендентов на титул, поскольку своим прорывом из конца пелотона на подиум Себастьян добился себе 15 очков, и разница с финским гонщиком превысила 50, которые будут разыграны в оставшихся двух гонках. И теперь в споре за титул стало ясно одно: Феттель может стать досрочно чемпионом уже в США, а вот Алонсо при положительном для него стечении обстоятельств может стать трехкратным чемпионом лишь в Бразилии.


Катарина Холис, специально для «ЗН» из Абу-Даби, фото автора


Положение в чемпионате:

  Пилот

  Команда

  Очки

  1. С. Феттель

  «Ред Булл»

  255

  2. Ф. Алонсо

  «Феррари»

  245

  3. К. Райкконен

  «Лотус»

  198

  4. М. Уэббер

  «Ред Булл»

  167


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter