Можно ли стильно и недорого одеть школьника в белорусские вещи

Форменный вопрос

На одном из белорусских сайтов совместных покупок в разделе “Школьная форма из Англии” идет горячее обсуждение: как сформировать за пару дней еще одну корзинку заказов и успеть к началу учебного года одеть детей с иголочки. Заметим, иголочки импортной. На школьных базарах и в универмагах пруд пруди отечественных сарафанов, жакетов, жилетов, брючек и прочего добра для школьников, а некоторые заказывают их из-за границы. Неужели наши производители не способны удовлетворить спрос на детскую одежду делового стиля?

Фото Татьяны Столяровой

Мама двух школьниц Вера из Минска рассказывает, что уже не первый год покупает форму в Англии:

— Дело тут не только в престиже. Конечно, любят в нашей гимназии родители, именно они, а не дети, похвастаться друг перед другом фирменными школьными обновками. Но я обращаю внимание в первую очередь на качество. За год постоянной стирки с английскими платьями-юбками ничего не происходит, сохраняют и цвет, и форму. А вот джемперы от белорусского производителя у обеих дочек уже спустя пару месяцев были сплошь в катышках. Да и с размерным рядом, не говоря уже о фасонах, в наших магазинах чувствуется проблема.

Любовь к покупке школьной формы за рубежом родилась у нас несколько лет назад, когда выбор одежды для детей в стране и правда оставлял желать лучшего.

И если по качеству у потребителей не было вопросов, то стилистические решения вызывали много нареканий. Школьники просто не хотели ходить в унылых “серых мешках”. Два года назад Минторг и Минобразования инициировали совместный проект “Школа будущего”. Идея — предложить каждому учебному заведению выбрать единую модель одежды. Школы, участвующие в проекте, напрямую работают с производителями, а значит, учитываются все возможные пожелания потребителя.

Пресс-секретарь концерна “Беллегпром” Наталья Кравцова говорит, что сейчас в проекте 112 учреждений образования (около 27,5 тысячи школьников). Форму для них шьют 11 предприятий концерна. Всего же производством одежды к новому учебному году занимаются 17 швейных и трикотажных предприятий — ими предложено порядка 700 моделей. Ассортимент обновлен на 90%.

По сравнению с предыдущими годами, у детей и их родителей появилось то, что можно назвать выбором. Правда, большинство моделей все же стандартные — обычно такие и представляешь при разговоре о школьной форме. Но есть и довольно смелые решения, такие, что и взрослый не отказался бы примерить: рубашки с принтами для мальчишек, платья-трапеции, розовые бабочки-галстуки, стильные съемные воротники.

В этом году дизайнеры ОДО “Панда” из Бреста ввели в школьный гардероб даже бомберы для мальчиков — короткие жакеты на молнии с эластичными вставками-резинками и манжетами. Как оказалось, такой спортивного типа верх прекрасно сочетается с классическими брюками.

— Две школы централизованно заказали эту модель для мальчиков с 1-го по 11-й класс. Отдельно отшиваем шевроны — эмблемы конкретного учебного заведения, и в итоге получаются не только стильные, но и уникальные бомберы, — рассказывает специалист по продажам ОДО “Панда” Николай Ласкович. — Мы стараемся, чтобы одежда для детей соответствовала мировым тенденциям и желаниям тех, для кого она предназначена. Но модный фасон — это лишь одно из требований, предъявляемых к школьной форме. Главное, она должна быть удобной и сшитой из качественной ткани.

Изучаю бирки на школьной форме в одном из минских универмагов. В составе полиэстер, вискоза, спандекс... Варианты с ПЭ — более 70 процентов, их сразу в сторону. Таких, к сожалению, немало. Нахожу неплохой сарафан, напоминающий элегантное женское платье. Верх — смешанная ткань, подкладка — 100% вискоза. Одно смущает на этикетке — цена. Стоит такое платьице 77 рублей. Захожу с телефона на сайт, предлагающий совместно купить школьную форму из Англии.


Белорусская школьная форма (справа) выглядит не хуже английской (слева).

С учетом доставки платье для девочки известного бренда в зависимости от размера стоит 16—28 белорусских рублей. В нашем универмаге дешевле 35 не нахожу.


Но в нем преобладает синтетика, да и вид со стразами и блестящими пуговицами не сильно привлекает. В среднем цена сарафана у нас 40—50 рублей, брюки для мальчишки — от 30 белорусских рублей (варианты из Англии — от 14 рублей), белорусская рубашка — от 25 рублей, английская — всего от 10. Заказы из Америки, с учетом многочисленных скидок, говорят, обходятся еще дешевле. Невысокие цены на китайских сайтах. Однако качество вызывает большие сомнения.

Отечественные вещи в этом плане, конечно, выигрывают. И наверняка белорусы безоговорочно покупали бы свое, если бы заказы из-за границы не обходились дешевле. Почему наша форма пока не может конкурировать по цене с иностранной, объясняет экономист и эксперт в области предпринимательства и бизнеса Владимир Карягин:

— Причина в том, что себестоимость выпуска наших товаров намного дороже, чем во многих странах. Во-первых, производство школьной одежды недостаточно льготируется, а ведь шить для детей намного сложнее, чем для взрослых типовых размеров. Во-вторых, компании сегодня несут слишком много избыточных административных обязанностей: тут и высокое налогообложение, и большие риски при выпуске продукции... Мало произвести и продать, нужно еще, чтобы торговля рассчиталась с предприятиями. А с этим есть проблема. Кроме того, в стране очень дорогие кредиты. Чтобы закупить ткань, комплектующие материалы, фурнитуру при нехватке средств, компании вынуждены брать в долг у банков под 25—28% годовых. В Великобритании, для сравнения, это 2%. Так что нам нужно снижать себестоимость товаров.

Безусловно, нашим производителям есть над чем работать. Но уже в каталоге школьной формы из нынешней коллекции есть неплохие модели. Стиль некоторых и вовсе очень схож со знаменитым английским. При этом никаких долгих пересылок и трехнедельных ожиданий заказов. Пришел, примерил, купил. Без разочарований, что приобретенная вещь оказалась не по размеру, как это часто бывает при заказе одежды из-за границы. Решить бы еще вопрос с ценой.

БУДЬ В КУРСЕ

Выбирая школьную форму, не гонитесь за чисто натуральным материалом. Известно, что вещи из 100-процентного хлопка сильно мнутся, дают усадку при стирке и быстро обретает заношенный вид. Синтетика более долговечна, однако ее не должно быть много. К примеру, 70—80% полиэстера — это перебор. Такая одежда может негативно сказаться на здоровье ребенка, особенно аллергика. Оптимальный состав одежды для детей — 70 процентов натурального волокна и 30 синтетики.

МНЕНИЕ

Лидия Баринова, дизайнер одежды для детей:


— У меня нет особых претензий к форме, продаваемой в наших магазинах. Разве что состав ткани порой не очень хороший и цена высоковата. Однако ценовую политику можно понять: производство одежды, если речь не идет о миллионах единиц, обходится недешево.

В масс-маркетах представлено много деловой одежды для детей. Однако часть белорусов все же заказывает ее у дизайнеров. Но считаю, что делают они это не потому, что наша фабричная форма плохая, а оттого, что хотят, чтобы одежда хорошо сидела на фигуре, хотят выделиться и помочь ребенку выработать собственный стиль.

Леонид Заико, экономист:


— Мне приходилось бывать в школах Германии, Великобритании, я сам учился за рубежом, мне нравится идея единой школьной формы. Но я противник ее ежегодного приобретения. Дети так быстро растут, что просто не успевают ее сносить. У меня самого ребенок гимназист, за год вырос на 12 сантиметров, так ему форма уже через полгода была мала. Считаю, что этот вопрос можно решить путем открытия магазинов секонд-хенд по продаже школьной формы — одни сдают, другие покупают. Есть у нас общий рынок учебников, можно и к одежде перейти. Не вижу в этом ничего страшного. В свое время сам донашивал в школе одежду старшего брата. А если каждый год ставить задачу нашей промышленности шить новую школьную форму, так предприятия уже через год выдохнутся.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter