Беларусь, Китай, Россия, Иран и ряд других стран Евразии строят мощный геополитический пояс сотрудничества

Формат солидарности

Переговоры Президента Беларуси и лидера Китая, встреча на этой неделе Си Цзиньпина и Владимира Путина – сигнал для коллективного Запада о поэтапном демонтаже однополярного мироустройства. Об этом — в беседе с политологом Петром Петровским.

Пекин сегодня является не только началом глобальной инициативы «Один пояс, один путь», но и становится геополитическим центром стран коллективного Востока.
foolcdn.com

— Беларусь и Россия имеют стратегические отношения с Китаем. Как это способствует формированию новой глобальной политархитектуры?

— Следует признать, что в результате агрессивной политики Запада, основанной на дискриминации неугодных ему стран, постепенно стало формироваться альтернативное содружество государств, нередко обозначаемое как коллективный Восток. Не следует его рассматривать как анти-Запад. Страны коллективного Востока борются не против кого-то, а выступают за многополярной мир, основанный на принципах справедливости и демократизации общежития всех государств. 

В этой новой архитектуре наметился наиболее активный четырехугольник стран: Беларусь-Россия-Китай-Иран. Он сегодня представляет не просто формат, где произносятся декларации о намерениях, а союз, где реализуются многочисленные проекты. 

Беларусь в формировании коллективного Востока играет одну из ведущих ролей, несмотря на свои скромные размеры. Мы становимся высокотехнологичным промышленным кластером и местом сопряжения китайской инициативы «Один пояс, один путь» с ЕАЭС. Более того, многие проекты в Беларуси призваны объединить в технологические цепочки Китай и Россию, а также такие государства, как Иран, ОАЭ и Зимбабве. Об этом говорил Александр Лукашенко со спецпосланником нашей страны в Африке Виктором Шейманом. 

С другой стороны, у Минска есть и амбициозные инициативы — создать общую дипломатическую площадку коллективного Востока по формуле ЕАЭС+ШОС+БРИКС. 

Можно констатировать, что Беларусь здесь играет центральную роль, является важнейшим узлом в процессе оформления многополярного мира. Человечество должно перевернуть позорные для себя страницы колониализма, дискриминации и санкционных войн. 

— Что касается урегулирования украинского конфликта, то Пекин предложил реалистичный и глубоко продуманный план. От чего зависит его воплощение в жизнь?

— Китай, как и подавляющее число стран, недоумевает, почему региональный украинский конфликт хотят сделать глобальным. Зачем Белый дом пытается принудить страны Азии, Африки, Латинской Америки сделать выбор «между добром и злом», как это пытаются подать на Западе. Как метко выразился министр иностранных дел Индии, «когда на Западе возникают проблемы, тогда Запад хочет, чтобы их решал весь мир. Если же в мире возникают проблемы, то их решение не интересует Запад». Отсюда исходит определенная солидарность Китая и большинства развивающихся стран. 

Украинский конфликт следует решать в рамках международного права, на чем настаивает китайский план, состоящий из четырех принципов совместной работы, четырех необходимых шагов и трех моментов для размышления. К их выполнению — и это следует признать —не готов прежде всего Запад, поскольку он является фактическим спонсором стороны противостояния, а его лидеры не единожды заявляли, что конфликт может решиться лишь на поле боя. 

В этой ситуации Россия не находится в изоляции. Наоборот, Москва не единожды заявляла, что готова к переговорам. Более того, до вмешательства Запада, эти переговоры весной 2022 года имели место быть. 

Проверка на суверенитет

«Вся западная военная помощь не является безвозмездным подарком, а предоставляется в кредит, под залог практически всего украинского государства. Поэтому вероятность реализации плана Пекина сегодня минимальна. Зеленский даже если бы и захотел, то не смог бы на это пойти, о чем свидетельствуют нервные заявления американских политиков. Максимум, на что способен Зеленский, — начать дипломатическую игру с Пекином с целью потянуть время и заболтать инициативу. В Китае это прекрасно понимают. Поэтому желание Си Цзиньпина поговорить с Зеленским — проверка Киева на суверенитет и независимость, которую тот вряд ли пройдет. Многие могли бы возразить на это, указав на успех Пекина в примирении Ирана и Саудовской Аравии. Но там было два суверенных государства. В случае Киева Пекин имеет дело с марионеточным и полностью зависимым от Запада режимом», — отмечает Петр Петровский.

savostenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter