Фонтан жалоб

Как со двора пропал фонтан с мишками и что из этого вышло

Вместо того чтобы помочь в благоустройстве сквера, жители улицы Стахановской не один месяц ведут борьбу с ЖЭСом

По опыту сужу: коммунальных служб много, а обстановка почему-то везде одинаковая. Толпы обиженных, бесконечные звонки и стопроцентная уверенность многих в том, что ЖЭС — обязанная всем и каждому организация, на которую можно, не моргнув глазом, жаловаться во все без исключения инстанции подряд. Адвокатом коммунальщиков выступать не собираюсь (протекающих кровель и неработающих лифтов, увы, хватает). Просто в недоумение приводят жалобы, авторы которых почти что главные герои поговорки. Той самой, про соринку и бревно в глазу.

На эти размышления натолкнула история, которая муссируется в Партизанском районе Минска уже который месяц. Началось все давным-давно. В середине 1950-х в поселке тракторостроителей (район улиц Буденного, Грицевца, Стахановской) в сквере построили фонтан. Бассейн в диаметре метров пять, а по центру на пьедестале — почти пятисоткилограммовые медведи. Не бог весть что, но жителям нравилось. 20 лет фонтан исправно работал, а потом затих навсегда. В жилищно-коммунальном объединении тракторного завода объяснили: закончился срок эксплуатации, нужна реставрация, а на нее — средства, которых на тот момент не было. Искали деньги или нет — неизвестно, но через некоторое время про мишек забыли и жители, и коммунальщики.

В 1996 году район стал обслуживаться ЖЭСом № 46. Но и ему было не до местной реликвии: сорокалетние дома, которые пришлось взять на баланс, представляли собой жалкое зрелище. Еще через десять лет фонтан окончательно превратился в место сбора окрестных алкоголиков. Нынешний директор ЖЭСа Станислав Косарь взялся за благоустройство сквера: обрамление фонтана и пьедестал разобрали, мишек покрасили и поставили как отдельную скульптуру, привезли лавочки и посеяли траву. Вроде бы благое дело сделали. Но через несколько дней в ЖЭС явилась делегация жильцов с вопросом: где фонтан?!

И пошло-поехало. Сборы подписей, обращения в ЖЭС, ЖРЭО и администрацию района, звонки на телевидение. В жалобах намешано все: и память о детстве и ушедших родных и близких, и крик души по поводу того, что сквер превратился в криминогенную зону и место для выгула собак и распития спиртных напитков, и обвинение руководства ЖЭС, которому «не хватило ума просто восстановить чашу фонтана».

Кстати, чтобы «просто восстановить» одни только коммуникации без эстетического оформления, по приблизительным расчетам потребуется более 20 миллионов рублей — это цена двух суперсовременных детских площадок. Плюс нужна скульптура вместо морально устаревших пятидесятилетних мишек, кроме того — ежемесячное обслуживание. Набегает прилично.

Прихожу в сквер вместе со Станиславом Косарем. Ни малышей, ни мам. Молодые люди составили две лавочки вместе и пьют пиво прямо около детской площадки.

— 30 лет фонтан никому не был нужен, — рассуждает Станислав Павлович, — ни одного заявления о реставрации не было! Трава в сквере местами вытоптана, но никто не потрудился посадить ни цветочка, ни кустика. Почему бы клумбы не разбить, как многие делают, неужели бы мы земли не привезли?!

Жильцы этот вопрос предвосхитили и в жалобе написали следующее: «Равнодушие эксплуатационных служб к ремонту и восстановлению нашей среды обитания привело к безразличному отношению и самих жильцов к местам общего пользования». Теперь понятно, почему они ведут борьбу с ЖЭСом, а не с пьяницами и владельцами собак.

Увидев директора ЖЭСа, к нам спешит пенсионер, старожил района Владимир Дорогуш.

— Опять фонтан! Сколько можно, — на ходу возмущается он. — Одна молодуха на собрании кричала, что он детям нужен. А я вот считаю, что детям площадка для игр нужна, карусели. А сколько раз мишек на землю валили — лежат, пока из ЖЭСа техника не приедет и не поставит на место. Хоть бы раз вышли все вместе и разогнали алкоголиков, одни пенсионеры да бабки на них шикают.

Тут же вспоминается случай, когда чуть ли не рукопашную с пьяной компанией в сквере вел… Станислав Косарь. Вышли с подчиненными на субботник. А здесь пьют, ругаются. Предупреждениям не вняли, вызвал милицию. Тогда набросились с кулаками…

Подхожу к бабушкам на лавочке и интересуюсь их точкой зрения насчет фонтана. Они-то уж точно в курсе.

— Я вам расскажу, с чего это все началось, — заговорщицким тоном чуть ли не в самое ухо шепчет мне одна из них. — Говорят, что мужчина, который все это затеял, обижен на директора ЖЭСа. У него на лобовом стекле машины появилась трещина, так он всем говорил, что это ветка упала. Пришел в коммунальную службу и потребовал 200 долларов компенсации. Не дали, и в ЖРЭО тоже не дали.

В ЖЭСе эту информацию подтвердили. И рассказали продолжение. То ли в отместку, то ли по какой-то другой причине спустя некоторое время этот же господин привез щебень, высыпал на газон под окном и сделал себе стоянку для авто. Убрать это непотребство и снова засеять газон травой смогли только с участковым. После этого началась эпопея с фонтаном…

Могу предположить, чем она закончится. Изрядно потрепав нервы коммунальщикам, бесконечную переписку жители прекратят. Фонтан не восстановят. В следующем году в сквере посеют траву и разобьют клумбы. Только не те люди, которые живут в этом районе и так яростно ратуют за наведение здесь красоты. Они, вернее, некоторые из них, будут наблюдать за происходящим из окон и думать о том, на что бы еще такое пожаловаться. Порядка ради…

На снимке: единственное напоминание о фонтане — пара медведей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter