Фонды кандидатов открыты для избирателей

В стране официально стартовала избирательная кампания по выборам главы государства. О том, по каким правилам будет идти борьба за президентское кресло, какие новые приемы разрешат использовать кандидатам, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николай ЛОЗОВИК.

— Николай Иванович, в начале этого года в Беларуси были приняты поправки в избирательное законодательство. Некоторые новшества уже апробированы во время выборов в местные Советы депутатов в апреле 2010 года. А какие предстоит испытать на практике во время предстоящих выборов президента?

— Действительно, большинство поправок были опробованы во время местных выборов. Поэтому они не станут новыми и неожиданными для организаторов выборов. Но президентская кампания как наиболее ответственная и важная для страны, безусловно, будет иметь свои особенности.

Главная — это возможность для кандидатов в президенты формировать собственные избирательные фонды. Центризбирком рассчитывает, что появление таких фондов позволит сделать агитационную кампанию кандидатов более яркой и интересной.

Законодательством четко определено, когда, из каких источников формируются эти фонды и на какие цели могут быть использованы средства из них. Так, кандидат в президенты сможет открыть специальный избирательный счет в подразделении ОАО «Беларусбанк» сразу после того, как ЦИК официально его зарегистрирует в качестве кандидата.

Деньги на счет смогут вносить как сами кандидаты (в размере не более 50 базовых величин), так и простые граждане Беларуси в виде добровольных пожертвований (не более 10 БВ) и юрлица (не более 30 БВ). Законодательством запрещено формировать фонды за счет поступлений от иностранных граждан, государств и организаций, международных организаций или имеющих иностранные инвестиции, а также от госорганов и органов местного самоуправления, организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета. Пополнять счета кандидатов также не могут благотворительные и религиозные организации, анонимные жертвователи.

— На какие цели кандидатам разрешат тратить средства из личных фондов?

— Исключительно на проведение агитационной кампании. Например, на оплату эфирного времени и печатной площади в СМИ, издание агитационных печатных материалов, получение консультаций и проведение агитационных работ (услуг). Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 3 тыс. БВ.

Контролировать поступление и использование средств из фондов будет ЦИК, избирательные комиссии на местах и финансовые органы. Тратить деньги можно будет исключительно на цели агитации, но ни в коем случае не на подкуп избирателей, приобретение каких-либо подарков для них. Это категорически запрещено, и действующее избирательное законодательство предусматривает за это очень жесткие санкции вплоть до отмены решения о регистрации кандидата.

— Какие изменения касаются правил проведения самой агитационной кампании?

— В избирательном законодательстве устранены многие бюрократические препятствия для организации более открытой и честной борьбы за голоса избирателей. Например, пикеты по сбору подписей в поддержку выдвижения того или иного кандидата можно проводить во всех местах, которые не запрещены местными исполнительными и распорядительными органами, даже не спрашивая у них разрешения.

Более того, Центризбирком является сторонником того, чтобы количество мест, где запрещено собирать подписи, сводилось к минимуму, а то и к нулю. Ограничения должны быть минимальными. Они резонны, например, в столице или областных центрах. Но какие могут быть запреты, например, в райцентре, сельском населенном пункте? Там нужно разрешить пикетирование на всей территории, будь то вокзал или дворы жилых домов.

Во время местных выборов ограничение на проведение пикетов было достаточно жестким. Создавалось впечатление, что пикеты по сбору подписей запрещают организовывать даже потому, что это будет затруднять движение пешеходов. Пикетирование разрешалось там, где нет людей. Но тогда спрашивается, зачем вообще такие пикеты. Убежден, что на этот раз, во время выборов президента, процедура проведения пикетов для сбора подписей должна быть максимально либеральной.

То же касается и организации собраний и встреч с избирателями вне помещений. Организаторы таких встреч (кандидаты или их доверенные лица) могут проводить их в заявительном, а не разрешительном порядке. Просто заблаговременно поставить в известность местные власти о дате и времени проведения встречи для того, чтобы исполком обеспечил безопасность проведения мероприятия, чтобы порядок обеспечивали сотрудники милиции, а не члены инициативной группы кандидата в президенты.

Желательно, чтобы не было чрезмерной регламентации со стороны местных властей и большого количества мест, где запрещено проводить предвыборные встречи и собрания. Наоборот, их должно быть больше, чтобы люди могли недалеко от места проживания познакомиться с кандидатами и их программами.

— Существуют опасения, что накануне выборов возможны дополнительные поправки в избирательное законодательство...

— После объявления избирательных кампаний новых норм в законодательство никогда не вносилось и вноситься не будет. Опасения по поводу того, что по инициативе партий или других субъектов в избирательное законодательство будут внесены дополнительные изменения, беспочвенны. Как правило, это делают заблаговременно, а не в период самой кампании по выборам. Стабильность законодательства дает избиркомам уверенность в работе, позволяет заблаговременно подготовиться к голосованию, основательно изучить избирательное законодательство и продумать порядок его реализации.

Екатерина НЕЧАЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter