Рейд ГАИ: как соблюдают правила безопасности владельцы гужевых повозок

Фонарь на оглобле

Вместе с инспекторами по розыску Виктором Болсуном и Максимом Рыжаком сажусь в патрульный автомобиль. Выезжаем за город. По дороге говорим о том, что сегодня при доступности грузовиков, мини-тракторов, мотоблоков и другой техники количество имеющегося гужевого транспорта на селе не идет в сравнение. Однако своей роли надежного и трудолюбивого помощника по хозяйству и в других житейских делах конь не утратил. Убеждаемся в этом уже очень скоро: возле деревни Калинино замечаем первую повозку. Сельчанин Василий Михайлович по просьбе знакомого перевозит старый холодильник. По правилам? На торцевой части телеги имеются три катафота – красный, белый и оранжевый. Все, как полагается.



— А если вечером надо ехать, к оглобле креплю фонарик китайский – сын подарил, разговаривая с нами, Василий Михайлович поглаживает коня Митьку. – Вы не думайте, я его, как себя, берегу — мой лучший товарищ. Скоро весна — работы много будет…

В ПДД прописано, что при движении в темное время суток гужевые повозки должны быть обозначены фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. Собственно, это главное требование, от выполнения которого зависит прежде всего безопасность возничего.

Однако понимают это, к сожалению, не все. ДТП, подтверждающее аксиому, произошло недавно в горпоселке Корма. Вечером автомобиль «Сузуки» в ходе маневра на дороге столкнулся с повозкой, ехавшей в попутном направлении. Сидевший в ней 43-летний мужчина получил травмы. Шансы избежать наезда практически равнялись нулю, поскольку повозка не была обозначена светоотражающими элементами. То есть — невидима.

Рейд продолжаем в Ветковском районе. В деревне Шерстин наблюдаем картину по Некрасову: «поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз». В повозке находятся обрезанные ветки придорожных деревьев, которые собирают и вывозят двое местных. Председатель Шерстинского сельсовета Светлана Тимохова внесла ясность: «Снег уже почти сошел, поэтому начинаем заниматься благоустройством, наводим порядок на земле. Но использовать для этого трактор, тратиться на топливо было бы нерационально. Поэтому обратились к сельчанам. Сегодня многие понимают, что деревня — это наш общий дом, в котором должно быть чисто. Вот и помогают».

Тем временем инспекторы осматривают повозку. На оглоблях и тыльной части телеги видны специальные светоотражающие наклейки, точнее, то, что от них осталось. За годы эксплуатации полоски почти облезли. Сотрудники ГАИ тут же решают проблему — все необходимое для этого есть в багажнике: гвозди, молоток, порезанные на куски старые автомобильные номера. Из таких получатся отличные фликеры. Максим Рыжак прибивает два фрагмента к бортам телеги с торца.

— О, номера установили! — шутит владелец кобылы Марты Геннадий. — Это что получается: теперь и техосмотр проходить придется?

На одежде перевозивших хворост замечаю светоотражающие полоски. Наученные горьким опытом и административными штрафами, сельские жители в большинстве своем выполняют этот пункт ПДД. Еще один возничий выезжает со двора местного сельхозпредприятия. Молодой человек, Актай Исмаилов, везет мешки с мукой на ферму. На телеге нет никаких отражающих элементов — даже простейших катафотов. Произойди наша встреча на дороге в темное время суток, можно было бы составлять протокол.  

– А мы по темноте никуда не ездим, – утверждает парень. – Только днем вот…

Объяснение звучит не очень убедительно. Ведь ситуация, когда повозку понадобится использовать вечером или ночью, может возникнуть в любой момент. Майор Рыжак повторяет процесс. Теперь опасность устранена — повозка будет отражать свет автомобильных фар. Подарок получает возчик, которому презентуют новенький ярко-оранжевый жилет!..

ЦИФРА

В прошлом году на дорогах Беларуси произошло 5 ДТП с участием гужевых повозок. Три человека погибли, еще двое получили ранения.  

КОММЕНТАРИЙ

Старший инспектор отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Гомельского облисполкома Анна КОВАЛЕВА:

— В прошлом году ДТП с участием гужевых повозок на дорогах региона не происходило. Однако это не повод для самоуспокоения. Поскольку два таких случая имели место в 2017-м и один — в этом. Кроме того, в прошлом году за нарушения ПДД привлечены к ответственности 174 возчика гужевых повозок. 15 из них были нетрезвыми.

prolesk@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter