FM по-белорусски? “Слушаю радио по дороге на работу в машине, дома, пока готовлю на кухне.

И что-то не пойму: я вообще где? В Америке? В России? А если нет, то почему в эфире сплошь или российская эстрада, или какие-то хиты на английском! Я вот с удовольствием послушала бы нашу музыку — что, у нас талантов мало? Мдивани, Солтан, Глебов... На эстраде — те же “Песняры”, “Ляпис”, “Леприконсы”... Почему их почти не слышно в эфире? Интересно, много на московских FM-каналах белорусской музыки? А на западных?.. Отчего же вдруг им тут у нас такое уважение? Мои друзья говорят мне, дескать, что ты возмущаешься, пусть белорусы сначала такую попсу сделают, чтоб ее слушать можно было. Но ведь получается порочный круг: популярной песня не станет, если ее не “крутят” по радио. А по радио ее не “крутят”, потому что она не популярная. Обидно за наших!” Вот какое письмо получила редакция от 25-летней Натальи Шмыго из Минска. Признаться, не так часто приходится слышать такие патриотические высказывания. Мы не могли оставить вопросы читательницы без компетентного ответа. И озадачили ими Юрия Царева, директора крупнейшей FM-радиостанции в Беларуси — “Радиус FM”. Итак, разговор с Юрием ведем на непростую тему, подсказанную нашей читательницей: почему в FM-эфире мало белорусской музыки?

И что-то не пойму: я вообще где? В Америке? В России? А если нет, то почему в эфире сплошь или российская эстрада, или какие-то хиты на английском! Я вот с удовольствием послушала бы нашу музыку — что, у нас талантов мало? Мдивани, Солтан, Глебов... На эстраде — те же “Песняры”, “Ляпис”, “Леприконсы”... Почему их почти не слышно в эфире? Интересно, много на московских FM-каналах белорусской музыки? А на западных?.. Отчего же вдруг им тут у нас такое уважение? Мои друзья говорят мне, дескать, что ты возмущаешься, пусть белорусы сначала такую попсу сделают, чтоб ее слушать можно было. Но ведь получается порочный круг: популярной песня не станет, если ее не “крутят” по радио. А по радио ее не “крутят”, потому что она не популярная. Обидно за наших!” Вот какое письмо получила редакция от 25-летней Натальи Шмыго из Минска. Признаться, не так часто приходится слышать такие патриотические высказывания. Мы не могли оставить вопросы читательницы без компетентного ответа. И озадачили ими Юрия Царева, директора крупнейшей FM-радиостанции в Беларуси — “Радиус FM”. Итак, разговор с Юрием ведем на непростую тему, подсказанную нашей читательницей: почему в FM-эфире мало белорусской музыки?

— Юрий Николаевич, иногда приходится слышать, что какое-то белорусское произведение всем хорошо, но — “не FM-формата”. Если поконкретнее, что такое “FM-формат”?

— Радио — самый старый вид электронных СМИ. Когда-то это был настоящий домашний театр — человек садился перед приемником, слушал передачу из оперы, радиопостановку, музыку... В те времена радио являлось первичным ресурсом, то есть занимало все внимание своего слушателя. Сейчас радио звучит в автомобиле, в магазине, в офисе, мы занимаемся своими делами и попутно слушаем радио. Оно превратилось в ресурс вторичный. Эта вторичность и есть основа нашего “формата”. Развлекательная музыка для всех. Целевая аудитория “Радиуса FM” — активное население в возрасте примерно от 18 до 38 лет. На эту аудиторию ориентирован наш эфир. А вопрос, почему на FM мало белорусской музыки... Очевидно, потому, что у нас весьма специфические условия развития музыкального рынка в целом.

— В чем же, на ваш взгляд, проблемы белорусского музыкального рынка?

— Основная — в отсутствии инфраструктуры шоу-бизнеса. Артисты в большинстве брошены “на выживание”. Они сами покупают песни, за свои деньги записывают фонограммы. Но чтобы записаться в дорогих высококлассных студиях, этих денег не хватает. Между тем шоу-бизнес состоит из двух вещей: шоу и бизнеса. Если нет бизнеса — нет и шоу! У нас очень много талантливейших музыкантов. Но почти все они стремятся туда, где этот самый бизнес есть. Часто бывает так, что мы первыми ставим какую-то классную музыку, а потом эта композиция “уплывает” в Россию. И на лицензионных дисках возвращается к нам как российский проект. Хотите яркий пример? Серега. У меня до сих пор хранится самый первый его диск, на котором маркером написано “Серега” и с которым к нам пришел этот парень из Гомеля. Мы первыми поставили в эфир его “Черный Бумер”, песня “раскрутилась” на всю страну. Серега приглашал нас в Гомель на презентацию диска, уже не кустарного, а профессионального. И вот сейчас мы получаем из России (!) украинский (!) проект Сереги. Выходит, мы дали ему здесь стартовую площадку, он стал мегапопулярен — и уехал из Беларуси. Это та же проблема “утечки мозгов”, что и в любой другой сфере — компьютеров, науки...

— Второй извечный вопрос: что делать? Как изменить статус “стартовой площадки”?

— Думаю, нужно развивать собственную инфраструктуру шоу-бизнеса, экономически стимулировать продюсирование. Нужно создать такие условия, чтобы наши бизнесмены почувствовали: шоу-бизнес — дело очень выгодное. Чтобы у них появилось желание вкладывать деньги в наших артистов.
Нужна некая структура, скажем, ряд продюсерских центров, которые будут аккумулировать в себе музыку, выверять ее по определенным техническим и творческим стандартам. В Москве, например, есть компания “Про-радио”, которая занимается аккумулированием музыки и рассылает ее по радиостанциям. От которой, кстати, мы получаем сегодня лицензионную музыку и российскую, и западную, и даже белорусскую — в виде российских проектов. Почему бы не появиться такой компании в Беларуси?! Далее, ориентируясь на радийные ротации, звукозаписывающие фирмы выпускают компакт-диски. Нужен, попросту говоря, некий музыкальный конвейер. И если он будет поставлять нам качественную белорусскую музыку, мы не будем смотреть ни на Восток, ни на Запад! Теперь же получается, что если даже артист уехал от нас, мы все равно ставим его музыку в эфир — его хотят слышать люди! На радио со времен его появления есть аксиома: оно должно давать человеку ту музыку, какую он хочет слушать. Мы обязаны ориентироваться на вкус публики. Иначе нас просто выключат.

— А как же с модным когда-то призывом “поднимать планку”, вкусовую или патриотическую?

— Это можно делать только вместе с нашей эстрадой. Если наши артисты мало поют на белорусском языке — как радио может на это влиять? Мы готовы поднимать любые планки — дайте продукт! Доходит до парадокса: в эфире звучит музыка белорусская по происхождению, но на английском или русском языках, а слушателю, возможно, кажется, что это опять Америка “наступает” или Россия.
У нас нет проблем с поставками российской или европейской музыки. Ее мы “режем” нещадно, из 200—300 западных и 80 российских композиций, которые к нам в среднем приходят в неделю, выбираем где-то 3—5. Зато белорусских музыкантов стараемся попросту “лоббировать”. И хочется, чтобы их песни не выпадали из общего качественного фона, чтобы слушатель не переключил канал — ведь самое важное для слушателя, чтобы песня была не белорусская или российская, а, извиняюсь за жаргон, “цепляла”.

—  Но кому-то, как пишет наша читательница, хочется слушать по радио Мдивани, Солтана, “Песняров”...

— Дело в том, что нельзя поставить в один музыкальный ряд, скажем, Солтана и “Леприконсов”, “Гостью из будущего” и “Старога Ольсу”. Мы рассчитаны на любителей массовой культуры. Существуют определенные радиостанции, которые ориентируются на любителей классической музыки, фолка, ретро и т.д. У нас есть радиостанция “Мир”, которая пропагандирует ретро. Есть “Культура”, отформатированная под классику. Невозможно создать радиостанцию, которая будет нравиться всем без исключения. Мы получаем письма, где о повторах белорусских хитов нам пишут: “нельзя так издеваться над слушателями!” Но мы ведь не расцениваем это как повод к сокращению времени отечественной музыки в эфире!

— А сколько процентов вашего эфирного времени занимает сегодня белорусская музыка?

— Не меньше 50. И хотелось бы больше. Сегодня это проблема любой страны — в мире идет глобализация не только экономики, но и культуры. Практически в любом государстве есть гласный или негласный закон — американского продукта в кинопоказе, музыке и т.д. не должно быть более 40 процентов, остальное — европейское и отечественное. В Беларуси, кстати, я о таком законе не слышал.
Я мечтаю о времени, когда Беларусь сможет не просто защищать свое культурное пространство, но и экспортировать свою популярную культуру. Украина сумела убедить мир, что Руслана — это модно! Думаю, когда-нибудь это получится и у Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter