Физик с душой лирика

Человек с билборда Константин Ковалевич никогда не собирался стать учителем физики, а жить в деревне мечтал всегда

О том, что улыбается минчанам с билборда «Сэрцам адданыя роднай зямлi», учитель физики, информатики и астрономии СШ№3 из Березы Константин Ковалевич узнал случайно:

— Приехала фотокорреспондент, сделала фото, а я так и не понял, для какого билборда это нужно. Потом сестре позвонила знакомая из Минска и сообщила, что на проспекте Дзержинского видела мое фото. И я теперь думаю: почему выбрали именно меня?

ФОТО БЕЛТА

Директор школы Елена Сакович подтверждает, что Ковалевич — человек скромный:

— Он доступный, простой. В школе — незаменимый. Компьютерная техника, новое оборудование — вся техническая поддержка на нем.

И, как показала жизнь и его восьмилетний учительский опыт, — настойчивый и целеустремленный. В 2015 году Константин Ковалевич выиграл областной конкурс «Молодой учитель Брестчины». А в 2017–м стал «Учителем года» на областном этапе в номинации «Математика, информатика, физика, астрономия».

Конечно же, я напросилась на урок в 10 «А» класс. Тема: «Энергия электростатического поля конденсатора». С первых минут урока понимаю: что–то не так. Никакого напряжения в классе, никто не прячет голову в тетрадь, боясь быть вызванным к доске. Скорее, наоборот — раскованность. Диалоги — как на переменке.

— Откуда вы это взяли? — спрашивает учитель.

— Из головы! — смело отвечает ученик.

— Кто пойдет отвечать?

— Слава! — кричит весь класс.

На вопрос десятиклассника «А как вы считаете?» учитель парирует: «Я считаю как калькулятор». Такие разговорчики просто невозможно было допустить на уроке в мои школьные годы. Неуд по поведению был гарантирован.


Законы физики неизменны, а мир меняется стремительно. Моя учительница показывала радиоприемник VEF–206, рассказывая о применении конденсаторов. Принесла, помню, в класс свой из дома. Это был дефицит! А Константин Владимирович показал его на картинке. Такой сегодня можно найти разве только в кладовках бабушек и дедушек нынешних десятиклассников. Что говорить, если уж компьютерную плату 2003 года выпуска они называют раритетом...

Учитель так интересно рассказывал о конденсаторах, что подумалось: это его любимая тема. Но нет — оказалось, оптика. Линзы, зеркала, ход лучей, дифракция света, интерференция, дисперсия...

Константин Ковалевич уверен, что физику нужно и можно объяснять интересно, показывая практическое применение в жизни. Так учил его научный руководитель в Брестском госуниверситете имени Пушкина Владимир Костко. Константин Владимирович благодарен педагогу:

— Физику я выбрал только благодаря Владимиру Семеновичу. В чем–то и манеру преподавания предмета у него перенял.

— А как же школьная мечта стать учителем?

— Да не было никакой мечты. Я не из учительской династии, мои родители — люди от земли. Учился хорошо, но физика давалась с трудом. По окончании учебы в школе ставил вопрос практично: с каким дипломом я найду работу? Видел, что инженеры, строители порой не могут трудоустроиться, а в школе для мужчин всегда найдется место. Тем более что в год моего поступления можно было без проблем взять целевое направление от районного отдела образования.

Отучился. В Бресте, признается, оставаться не собирался, вернулся в Березовский район. В районном отделе образования предложили школу № 3 — самую крупную в районе. Там освободилось место преподавателя информатики.

Ковалевич не скрывает, что первоначально не хотел в эту школу:

— А сейчас отсюда никуда не хочу. Коллектив замечательный. Учителя постоянно совершенствуются, повышают свой уровень. Завучу Светлане Сергеевне Николаевой особое спасибо, на всех конкурсах она была моим главным советчиком, очень много помогла.

И вот, скажите, где найти «лирику» в жизни этого физика? Все четко, конкретно, без сантиментов. И хобби никакого у него нет. А если посмотреть под другим углом? С позиции теории относительности? Один из постулатов, сформулированных Эйнштейном: разные наблюдатели воспринимают действительность по–разному. Вот Ковалевич уверен, что выбор деревни для места жительства — это практично. За участок не пришлось платить, земля досталась от бабушки. А мне хочется увидеть романтику в том, что жить он решил на малой родине — в Огородниках. Женился, построил там дом.

— Школа в Березе, каждый день ваш автомобиль накручивает 20 километров по дороге на работу и домой. А вы отказались променять деревню на город.


— Я не хочу жить в городе, и это принципиально. Очень люблю свою деревню. У меня и жена из Огородников. Вместе мы уже 12 лет. Воспитываем двоих детей. Дочке Даше 6 лет, а Сережа родился 21 сентября минувшего года — в день, когда я давал мастер–класс на областном этапе «Учитель года–2017». Поэтому сына в шутку называю «мой мастер–класс».

Директор Елена Сакович окончательно убеждает меня, что физик Ковалевич — не сухой технарь, а человек творческий:

— Константин Владимирович снимает фильмы о жизни школы, монтирует их и озвучивает. Он — участник всех турслетов и культурно–массовых мероприятий. И — незаменимый Дед Мороз на новогодних утренниках.

И кто сказал, что рациональный склад ума не может уживаться с эмоциональным? Еще как! В душе физика есть место для лирики.

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ ОТ КОНСТАНТИНА КОВАЛЕВИЧА:

• работайте над собой, ученик воспринимает предмет в зависимости от личного восприятия учителя;

• учитель должен быть в курсе новостей из жизни учащихся и знать, кто из учеников чем живет;

• умейте радоваться маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам;

• поставьте себя так, чтобы у ученика не было страха ответить на уроке неверно, тогда он лучше усвоит тему.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...