Финансовая бездна

Приобретая в собственность дом, беззаветный трудяга и многодетный отец Владимир Шедько и подумать не мог, что рухнет в нее вместе с семьей
Когда в корпункт газеты позвонила Людмила Шедько из деревни Липовец Ушачского района, в услышанное не верилось. Вкратце это звучало так: муж Владимир работает механизатором в КУП «Маяк-Ушачский», а она в отпуске по уходу за ребенком. У них четверо детей: старшему сыну Яну — 13 лет, а младшему Елисею — год. В конце 2016-го дом, принадлежавший ранее местному райагросервису и в котором 4 года жили до этого, перешел в их собственность. Так как семья многодетная, согласно закону, все долги за владение взяло на себя государство. Но вот в июле этого года из филиала Белагропромбанка пришло извещение о необходимости, начиная с мая, уплаты по процентам — ежемесячно по 111 рублей. Обращения в разные инстанции ситуацию не прояснили. Еду в Ушачи.

Дом семьи Владимира Шедько в переулке Заречном

Деревня Липовец — сразу за Ушачами. В ней несколько асфальтированных улиц, расположенных параллельно. Дом  Владимира Шедько, а вернее было бы сказать, такой симпатичный особнячок с аккуратными пристройками, множеством цветов во дворе, почти в тупике переулка Заречного. Людмила Шедько приглашает войти, говорит, что муж заготавливает на далеком поле корма и вернется поздно. Впрочем, она сама может обо всем рассказать.

Родом Владимир и Людмила из деревни Мишковичи, что на Шумилинщине. У Владимира было трудное, без отца, детство. Мать воспитывала двоих сыновей. Уже с 14 лет паренек летом пахал на тракторе, был помощником комбайнера. В 2000 году переехал в Ушачи, где позже и расписался с Людмилой. Она устроилась в санстанцию, а он сначала на льнозавод, а потом перешел в райагросервис, так как там давали жилье. Отработал с небольшим перерывом в общем около 12 лет. Занимал первые места на пахоте, а также на жатве в составе молодежного экипажа. Людмила с гордостью показывает многочисленные грамоты и дипломы мужа.

Людмила ШЕДЬКО с сыновьями Глебом, Елисеем и Яном

В 2013 году получили этот дом в переулке Заречном, платили за него небольшую квартплату и мечтали приобрести его в собственность. Мечта сбылась. 30 ноября 2016 года был заключен договор между РКЦ № 37 в г. п. Ушачи филиала ОАО «Белагропромбанк» — Витебское областное отделение и ОАО «Ушачский райагросервис» о переводе долга последнего за дом на нового владельца, то есть Владимира Шедько. Согласно этому договору, он должен был заплатить Белагропромбанку 20 730 рублей, а также уплачивать проценты за пользование кредитом в срок до 31 октября 2050 года. Но так как к этому времени в семье Шедько уже был четвертый ребенок, то сумму долга и проценты по кредиту  взяло на себя государство. Владельцам дома осталось выплатить райагросервису 308 рублей. В месяц это поначалу выходило по 3 рубля. Словом, копейки.

Семья радовалась такому ходу событий: свое есть свое. Сыновья подрастают. Не исключено, что не все разлетятся, кто-то останется дома, на родной земле, как отец.

РАДОСТЬ оказалась недолгой. В июле этого года Шедько неожиданно получили то самое сообщение из Белагропромбанка. Получается, теперь  надо платить за пользование кредитом установленную банком ставку рефинансирования — 12 процентов на момент подготовки этого материала.

Владимир ШЕДЬКО
Начали разбираться. Оказывается, причиной тому смена места работы Владимиром Шедько. В апреле он перешел из райагросервиса в КУП «Маяк-Ушачский» того же Ушачского района. Но в соответствии с п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь № 405 «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельской местности» лица, на которых переведен долг и уволенные из сельхозорганизаций, иных юридических лиц, органов внутренних дел, по указанным в данном пункте основаниям до истечения 15 лет со дня заключения с ними договора о переводе долга по льготному кредиту уплачивают проценты за пользование этим кредитом в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату получения ОАО «Белагропромбанк» сведений об их увольнении.

Как видно из вышеприведенного текста, основанием для уплаты процентов Владимиром Шедько банку за пользование кредитом на дом в размере ставки рефинансирования послужило именно его увольнение из райагросервиса.

Начальник РКЦ № 37 Ирина Бурак искренне сочувствует многодетной семье, подчеркивает, что не нужно было Шедько уходить из райагросервиса.

Но, во-первых, Владимир Шедько переведен во вновь созданное сельхозпредприятие «Маяк-Ушачский». А увольнение и перевод, согласитесь, две разные вещи. Во-вторых, предприятие это было создано при том же райагросервисе, и поэтому Шедько фактически и по сей день трудится на том самом рабочем месте.

Ситуацию убедительно поясняет директор КУП «Маяк-Ушачский» Александр Шкодин, где сейчас и работает механизатором Шедько:

— Да, Владимир никуда не ушел. Получилось так, что на части земель райагросервиса, который, к слову, банкротится, чтобы как-то оздоровить экономику, 5 декабря 2016 года создано унитарное предприятие «Маяк-Ушачский», учредителем которого был тот же райагросервис. 13 февраля 2017 года оно стало уже КУП «Маяк-Ушачский» (коммунальным унитарным предприятием), его учредитель — райисполком. Ситуация здесь предельно ясна: предприятие-банкрот создает дочерние структуры, чтобы начать с чистого листа, с не замороженными банком счетами. Фактически поменялась только вывеска, а Шедько как работал, так и работает. Более того, он сейчас заготавливает корма для молочно-товарного комплекса «Завечелье», принадлежащего тому же райагросервису. Мы дали Шедько новый «Кировец» и, когда получим плуги к нему, отправим на пахоту под озимые.

С САМИМ Владимиром Шедько мы встретились в Ушачском райисполкоме, где он писал очередное заявление в высокую республиканскую инстанцию.

— Ничего не понимаю! — повторяет он несколько раз. — Я не увольнялся из райагросервиса, а переведен в «Маяк-Ушачский», о чем и записано в трудовой книжке от 26 апреля 2016 года. Работаю фактически в том же райагросервисе. Так или иначе, все равно пришлось бы со временем уходить куда-то, искать работу. Агросервис банкротится. Зарплата — 180—200 рублей с опозданием на два-три месяца, и то больше через магазин, продуктами. Это уже когда весной этого года антикризисный управляющий пришел, с зарплатой более-менее наладилось. Да, мне говорили, что надо подождать, пока с банкротством все не будет в агросервисе закончено. Но сколько ждать? Это может и полгода, и год продолжаться, а мне детей кормить, в школу собирать…

Довелось пообщаться на этот счет с антикризисным управляющим ОАО «Ушачский райагросервис» Андреем Кривенко, который очень хорошего мнения о Владимире Шедько как о работнике. Мол, на него всегда можно было положиться, выполнял добросовестно любую работу. Уговаривал остаться, предупреждали его о возможных последствиях.

Кстати, сосед Шедько по переулку Заречному механизатор Сергей Кривенок, который имеет троих детей, не рискнул уйти из райагросервиса и выжидает, когда все окончится с банкротством.

Процедура банкротства Ушачского райагросервиса не так давно прошла. Как будут развиваться события дальше, трудно сказать: приобретет ли на торгах имущество кто-то один или оно будет распродано по частям? И сколько будет этих торгов? И на какое время они растянутся?! В любом случае многим надо будет искать работу.

Но вернемся к Владимиру Шедько. Банк делает ссылку на Указ Президента № 405 от 30.08.2005 года. Но ведь тогда еще, как справедливо замечает директор КУП «Маяк-Ушачский» Александр Шкодин, слыхом не слыхивали о такой процедуре, как банкротство. Ничего на этот счет не указано и в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2008 г. № 1424 «Об утверждении Положения о порядке предоставления многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений», а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 243 от 28.02.2011 г., определяющем основания для перерасчета финансовой помощи.

Кстати, на эти постановления также ссылаются в своих ответах филиалы Белагропромбанка, указывая, в частности, что в названных документах «увеличение размера процентной ставки по кредитному договору не входит в перечень оснований, позволяющих изменить размер финансовой помощи».

То есть, если перевести на нормальный человеческий язык, банк не имеет никаких оснований отменить эти самые высокие проценты по кредиту Владимиру Шедько.

В ТЕХ же Ушачах в этом году введен в строй многоквартирный дом, где семьи, имеющие четверых детей, получили бесплатно квартиры без каких-либо пониженных или повышенных ставок банка. В чем же виноват хороший сельский труженик, который без выходных трудится на полях и фермах, его жена, которые растят будущих хлеборобов и защитников Родины (все четверо детей у Шедько — сыновья). В том, что сменилась вывеска фирмы?

Председатель Ушачского райисполкома Владимир Авдошко, понимая всю парадоксальность ситуации, дал поручение своим сотрудникам «выйти» на высокие республиканские инстанции, чтобы решить проблему семьи Шедько. Этот вопрос взят им лично на контроль.

 Не грех напомнить: сам Президент как-то сказал, что не все можно предусмотреть в определенном законе, постановлении. Есть жизненные ситуации, которые сложно предвидеть.

В такую и попал Владимир Шедько.

А кто теперь возьмет на себя смелость его и семью оттуда вывести?..

saulich@bk.ru

Фото автора

Р.S. Когда материал готовился к печати, из филиала Белагропромбанка Владимиру Шедько пришло сообщение: внести очередной платеж за процентную ставку по кредитному договору в размере 111 рублей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter