Философия поединка

В Молодежном театре прошла премьера "Человек из Подольска"

ФОТО ТАТЬЯНЫ МАТУСЕВИЧ
Со времен азербайджанской картины «Допрос», удостоенной Государственной премии СССР в 1981 году, в которой Александр Калягин блистал в роли следователя Ганиева, зритель наш крепко полюбил камерные детективные драмы. Действие их часто разворачивается в одном кабинете, при тусклом свете лампы, но от этого истории не становятся менее напряженными. Один допрашивает, второй отвечает. Погружаясь в тревожный мир кабинетных диалогов, мы становимся свидетелями не только непредсказуемой психологической дуэли, но и противостояния двух мировоззрений, двух систем взглядов. Дело ведь не только в банальном «виновен — не виновен». Но и в том, какой философской программы придерживается каждый из участников поединка. Планку в этом жанре, конечно, задал Федор Михайлович, описывая отношения Раскольникова и Порфирия Петровича: «Он, однако ж, мне обе руки–то протянул, а ни одной ведь не дал, отнял вовремя», — мелькнуло в нем подозрительно. Оба следили друг за другом, но только что взгляды их встречались, оба с быстротою молнии отводили их один от другого». Вот интересно: Порфирий Петрович в нашем сознании представляется умудренным жизнью старичком, а ведь у Достоевского ему всего тридцать пять лет, что не мешает следователю постоянно рассыпать в речи обороты типа: «Вы, батюшка, Родион Романович, уж извините меня, старика...» На современной сцене таким насмешливым и хлестким играет его, например, актер Виталий Коваленко в спектакле «Преступление и наказание» в Александринском театре в постановке художественного руководителя Венгерского национального театра Атиллы Виднянского. Кажется, что такой Порфирий — в красной хипстерской шапочке, визгливый и крикливый — перебор. Но опять же читаем у классика: «Взгляд этих глаз как–то странно не гармонировался со всею фигурой, имевшею в себе даже что–то бабье». Посему актер заслуженно получил свою номинацию на «Золотую маску» в этом году за мужскую роль второго плана. Видимо, за то, что внимательно читал классика вместе с режиссером.

В той же системе сюжетных координат находятся шедевр Джузеппе Торнаторе «Простая формальность», советская картина «Свободное падение» с Андреем Мягковым, отчасти «Криминальный талант» Сергея Ашкенази, триллер «Под подозрением» с Джином Хэкманом. Премьера Белорусского государственного молодежного театра «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова в постановке Дмитрия Богославского тоже укладывается в этот ряд.

Действие нашей премьеры разворачивается в московском отделении полиции. Задержан некто Николай Фролов, музыкант и редактор. Правда, за что его задержали, поначалу не понимают ни сам Фролов, ни зрители. Ждешь криминальной истории. Пьеса начинается как бытовая, но постепенно уходит в сторону абсурдистской трагикомедии. Все витиеватее становятся вопросы полицейских на допросе, например: сколько составляет численность города Подольска, откуда родом Фролов. И как же можно таких вещей не знать? Один из показательных диалогов: «Товарищ милиционер...» — «Что? Товарищ? ... Товарищей всех в девяносто третьем порешили». Или же: «А почему Реальность с большой буквы?» — «По нашим инструкциям так положено». Так что без французского философа Жака Лакана в ироничной пьесе Дмитрия Данилова, известного российского журналиста и писателя, для которого «Человек из Подольска» — дебют в драматургии, не разберешься. Пьеса–перевертыш, кстати, номинирована в этом году на премию «Золотая маска» как лучшая работа драматурга. Имеем все основания за нее болеть.

Допрос так и будет идти в спартанской обстановке. Правда, нотку романтики внесет в происходящее женщина–полицейский, в образ которой вжилась актриса Марина Блинова. Еще мы увидим несколько странных танцев, прозвучит знаменитая песня Александра Серова «Я люблю тебя до слез». Актеры Андрей Гладкий, Денис Авхаренко, Кирилл Новицкий, Денис Моисейчик работают у Богославского слаженно и с азартом. Молодые, что с них возьмешь. 

Добрый зритель в 9–м ряду.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Загрузка...