«Черная пятница» - праздник маркетологов

Фейковые скидки и выдержанные покупатели

По всему миру волной прокатилась «черная пятница» — день, когда магазины обещают самые щедрые скидки, а покупатели готовы на все, чтобы их получить. В некоторых странах драки за товары уже стали традицией. В этом году миллионы покупателей снова штурмовали магазины. Правда, не у всех распродажи вызывают восторг и помешательство. Во Франции, например, экоактивисты блокировали въезд на склад популярного интернет-магазина. Так они пытались обратить внимание на проблему чрезмерного потребления. Не миновала пятничная бессонница и наши магазины.


К скидочному дню присоединились не только в Минске и областных центрах, но и других крупных городах.

Жителей райцентров также приглашали за выгодными покупками.

К акции, например, присоединились филиалы Гродненского обл­потребобщества. Благодаря им «черная пятница» докатилась до небольших населенных пунктов. Скидки на разные группы товаров. Не скажем, чтобы сельчане откладывали покупки специально до этого дня. Однако, узнав о возможности купить дешевле, люди шли и за упаковкой стирального порошка.

— В промышленных магазинах филиалов провели акцию «Спеши купить», которую специально подгадали к ноябрьским скидкам. Цена на все непродовольственные товары была ниже на 15 процентов. И хоть итоги еще не подводили, предварительно можем сказать, что люди с удовольствием покупают необходимые в быту предметы по сниженной цене, — рассказал начальник отдела организации торговли непродовольственными товарами Гродненского облпотребобщества Артем Бородич.

В Островце о ликвидации коллекции объявили отечественные производители верхней одежды, в Борисове — магазины корейской косметики. Средняя скидка в торговых точках Речицы доходила до 20 процентов. Выбор, надо сказать, скромный. Купить можно было лишь нижнее белье, ювелирку и мелкую бытовую технику. А вот кобринский торговый дом к «черной пятнице» присоединяется четвертый сезон. За полцены товар предлагали почти в каждой секции универсама. Интересно, что ассортимент подбирали с расчетом на то, чтобы покупатели могли им воспользоваться в приближающиеся рождественские и новогодние праздники. Ноябрьская распродажа, говорят менеджеры, хорошая возможность подготовиться к праздникам, купить подарки родным и близким.

Рассчитывая на небывалые скидки, покупатели ехали и на вещевые рынки. Однако там свои маркетинговые ходы. Классической «черной пятницы» не бывает. У нас всегда скидки, говорят гродненские предприниматели, на рынке, как нигде, есть место торгу.

— В выходные торговля ничем не отличалась от других дней. Цена на рынке одна — договорная. Какую продавец установит, по такой и продавать будет. А вот на продовольственные товары акции проходят постоянно, — добавляют на могилевском Центральном рынке.

Интернет-магазины «черную пятницу» отработали по максимуму. Мобильные телефоны их клиентов разрывались от сообщений, напоминающих об уникальной возможности потратить «небольшие суммы на необходимые товары». Именно онлайн-магазины, как свидетельствует статистика, и делают основные продажи в эти дни. С каждым годом становится все меньше людей, которые в день распродаж хотят стоять в очередях в торговые центры. Онлайн-покупки давно уже стали популярны и среди жителей агрогородков и сел. Интересно, что в преддверии больших скидок в сети появились даже специальные тренинг-сайты, обучающие новичков, как подготовиться к шопинг-истерии, чтобы с минимальными затратами сделать максимум выгодных покупок.

Жители Слонима, например, приобретениями в онлайн-магазинах хвастались в социальных сетях. Самые популярные товары — брендовая одежда и обувь, косметика, бытовая техника и электроника. В корзину забрасывали также книги, детские товары, елочные украшения и даже продукты питания.

Но и тут не обошлось без недовольных. Самые въедливые мониторили цены до «черной пятницы», чтобы сравнить, действительно ли магазины предлагают выгодную скидку. Оказалось, иногда фейковую. Некоторые вели себя непорядочно: перед началом массовой распродажи повышали цены, чтобы потом понижение выдать за скидку. Иногда доходило до абсурда. Например, шины для авто в одном магазине до скидки стоили 79 рублей, а со скидкой на шесть рублей дороже.

Были и те, кто решил и вовсе от покупок отказаться. Мол, делаются они по принципу «почему бы и нет, раз так дешево», и приобретаются, как правило, не самые нужные вещи. Позиция в одной тональности с экоактивистами, которые считают, что желание сэкономить ведет к бесконтрольному шопингу, а производители с двойной силой множат мусор. Так что многие, сами, вероятно, того не подозревая, вместо «черной пятницы» поучаствовали в «зеленой», поддержав позицию осознанного потребления.

«Черная пятница» — только начало сезона. Вчера, например, отгремел киберпонедельник, большая распродажа онлайн. А там и рождественские скидки. Волей-неволей придется решать: либо вновь опустошать карточку, либо наконец включить рассудок и не поддаваться массовой шопинг-истерии.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter