В чем залог успеха хорошего фестиваля?

Фестивали без пауз

После горячих фестивальных летних дней на очереди большая музыкальная осень — в Беларуси снова пройдут интересные культурные мероприятия.  Мало их у нас или достаточно? В чем залог фестивального успеха? На что реагирует публика — на громкое имя в афише или на интересную развлекательную программу? Возможно ли провести большой праздник без внушительной спонсорской поддержки? Об этом размышляют наши эксперты.

Фото  БЕЛТА

Бренд имеет значение

Я  всегда считаю, чем больше каких-то интересных мероприятий и событий проходит в Беларуси, тем лучше. В конце концов, все рассчитано на разный уровень образования, подготовки и вкусов. Есть люди, которые музыкой интересуются поверхностно, и те, кого привлекают более тонкие материи. Есть мероприятия, которые совсем не на слуху. Публику мало интересует, кто вкладывает деньги в фестивали и откуда эти деньги берутся. Хорошо, когда находятся финансы под интересные проекты, — ничего плохого я в этом не вижу.

Бренд всегда привлекает публику. Он гарантирует, что мероприятие пройдет на должном уровне. На что-то совсем неинтересное и ненужное спонсор давать деньги не будет. Для него это не имеет никакого смысла. Причем часто деньги даются под что-то скромное, под фестиваль органистов например. Хорошо, когда средства выделяются на камерные проекты, потому что это направление требует дополнительных вложений.

Лет 15 назад, когда многие наши фестивали только появлялись, нездоровой шумихи вокруг громких имен было больше. Сейчас, мне кажется, это не так. Публика стала более привередливой, утонченной. Меня, например, иногда не устраивает, если выступление звезд проходит в больших помещениях только для того, чтобы собрать большую кассу. Это уже не живой звук, а мертвый. Хотя когда выступал в Минске Денис Мацуев, звук удалось так хорошо отрегулировать, что эстетические ощущения были почти правдоподобные. Но это все-таки звук единственного фортепиано. Оркестр никогда не удастся отрегулировать подобным образом. Если публика соглашается на такой большой зал, значит, ей это интересно? Если качество ее разочарует, она просто не пойдет на подобный концерт второй раз.

Но я вижу очень любопытную тенденцию. В последние годы все серьезные концерты фестиваля Юрия Башмета проходили в филармонии.

Фестиваль Владимира Спивакова также все чаще и чаще проводит знаковые мероприятия в акустических залах. Звезда оперной сцены Ольга Перетятько приезжала петь именно в уникальной акустике Большого театра Беларуси. Это было потрясающее событие, кто попал на концерт, думаю, были счастливы.

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов в прошлый свой приезд пели во Дворце Республики, а сейчас в Большом театре Беларуси. Значит, снова будет натуральный оперный звук. Да, фестиваль — это почти всегда некий компромисс между высоким искусством и коммерцией. Но в последнее время я вижу все меньше компромиссов и все больше искусства. Конечно же, хотелось бы увидеть и услышать Перетятько не в концерте, а в спектакле Большого театра. Думаю, это тоже не за горами. Так что публика, да и искусство, от фестивалей только в выигрыше.

Вы, наверное, уже не помните, как было в советскую эпоху. Музыканты путешествовали поездом, а Минск был на перекрестке всех путей. К нам приезжали и Рихтер, и Ойстрах, и Гилельс, и видные советские дирижеры, тот же Гергиев… Все звезды той эпохи! Причем они выступали не только в Минске, но и в таких городах, как Брест и Молодечно. Приезжала Ирина Архипова с антологией русского романса. Замечательные программы привозила Елена Образцова… Собственно, наша публика ходила только на звезд. Свои артисты, за редким исключением, интересовали ее до обидного мало.

Потом все это прекратилось и исчезло. В 1990-х годах образовалась просто яма. И не только потому, что многие артисты ушли из творчества или жизни. Умер всемогущий государственный спонсор — Госконцерт, — и наша филармония должна была обходиться своими силами. Надо сказать, наши менеджеры справились прекрасно. Мало-помалу публика научилась любить своих артистов.

А потом появились фестивали, стали приглашать к нам звезд. Максим Венгеров, Николай Луганский, феноменальный пианист Алексей Володин… Вы только посмотрите, какие имена! У филармонии нет денег, чтобы платить им астрономические гонорары. Но она находит ресурсы, чтобы пригласить, к примеру, Питера Донохоу. Возникает здоровое соревнование, от которого публика, опять-таки, только выигрывает.

И смотрите: наши музыканты тоже стали собирать полные залы! У Государственного академического симфонического оркестра всегда аншлаг. Не понимаю, кстати, почему этот коллектив до сих пор не носит звания национального. Публика растет, воспитывается. Она меньше стала интересоваться «пограничными» жанрами, уходит необходимость развлекательного компонента. Увеличивается количество постоянных посетителей филармонии и оперного театра.

Кстати, Большой театр создал свои фестивали, которые пользуются огромнейшим успехом у публики. Попробуйте купить билеты на «Рождественский оперный форум» или «Балетное лето в Большом»! Причем не только на гастрольные спектакли. Я бы даже сказала, что «свои» спектакли нравятся публике больше!

Вкладывать деньги в фестивали стало престижно. И сейчас трудно представить, что некоторые концерты известных коллективов проходили при полупустых залах…

Юлия Андреева, музыкальный критик

Количество должно переходить в качество

Моя профессия построена на индивидуальном начале, я могу все сделать без помощи и советов со стороны, поэтому никогда не ощущал себя в каком-то общем музыкальном потоке. Чем и хороша профессия композитора. Сейчас, правда, немного отошел от дел, но помню, что еще лет 5 назад публика активно требовала на фестивалях большого развлекательного начала… И чистый классический вариант, по-моему, из предпочтений зрителя уходил. Сейчас запрос на то, чтобы в программах фестивалей были разные компоненты. Это уводит нас от целостного музыкального начала. От этого многое мельчает.

Мне бы хотелось, чтобы появились и в Беларуси артисты, которые собирали бы залы. Чтобы они были на слуху и выдерживали конкуренцию с западными или российскими исполнителями. Сейчас, увы, зритель идет только на раскрученные имена. Мало кого интересуют молодые таланты. Порой сегодня не вижу большой разницы в поведении какой-нибудь раскрученной оперной певицы и звезды шоу-бизнеса. А заоблачные цены на билеты и вовсе, по-моему, отбивают всякую охоту ходить на их концерты. Сегодня элитная музыка и звезды оперной сцены, признанные музыканты большей части настоящей интеллигенции просто не по карману. Фестивали превращаются в статусные имиджевые мероприятия, шумные и суетливые. И от этого они немало теряют.

Во все времена классическая музыка нелегко находила деньги. Спонсор вкладывал средства только тогда, когда видел какой-то результат, когда звучало его имя. Классическая музыка, на мой взгляд, не привлекательна для большого бизнеса.

В фестивалях главное — чтобы за количеством не терялось музыкальное качество. Наверное, и дальше будут придумываться новые броские формы, чтобы завлечь зрителей. Но порой мне кажется, что сегодня фестивальные завсегдатаи интересуются не столько музыкой, сколько нарядами артистов, банкетами, для них это еще одно проявление светской жизни. Меня удивляет, что появляются и новые услуги: например, за дополнительные деньги можно выпить бокал шампанского с артистом после выступления, пообщаться с ним, сделать совместные фотографии. Академическая музыка начинает жить по современным законам шоу-бизнеса. Но правильно ли это? На мой взгляд, должна оставаться определенная дистанция между нашей повседневной суетой и миром высокой классической музыки. Артисты зачастую сами уходят от элитарности — таковы установки от продюсеров и антрепренеров. Есть ли в этой погоне за финансовым успехом время подумать о том, как воспитать новое поколение публики? Применимо ли к этой ситуации слово «воспитание»? Это важные вопросы. Нужно прогнозировать действия на несколько шагов вперед. Кто придет в нашу музыкальную профессию завтра, кто будет олицетворять музыкальную культуру страны?..

Владимир Кондрусевич, композитор
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter