Фестиваль традиционной белорусской музыки Rajok впервые прошел в Минске

Новый фолк-фестиваль под названием Rajok в выходные собирал зрителей — любителей этнографии и ценителей народной музыки и танцев — в Национальном историческом музее Республики Беларусь. Можно было приобщиться к белорусскому фольклору во всех вариациях — от аутентичного пения жительниц полесских деревень до этно-рока.

Название Rajok возникло из строчки в песне “Хадзі Раёк у наш дварок!”, рассказал идейный вдохновитель и один из организаторов фестиваля Сергей Долгушев:

— Это образ из жатвенных песен, которые пелись в конце лета, когда уже собрали урожай и приглашали в свой двор Рай — в мифологии белорусов это счастье, благополучие, порядок на весь год. Часто это было народное гуляние, толока, сопровождавшаяся песнями и танцами, празднование. Мы решили сделать фестиваль, где представлены разные направления фольклорной музыки — от инструментальных коллективов до вокальных. И мужские коллективы, и женские, гости из самых глубин Полесья, можно послушать дуду и наши древние лиры, цимбалы и скрипки, а также современные коллективы, которые работают с фольклором.

В фестивале приняли участие фолк-группы Vuraj, Re1ikt, Сергей Выскварка и «Любанскiя музыкi», сестры Лукьянович из Полесья, "Рада", полоцкая группа "Варган", аутентичные коллективы "Хатовічы", "Церабяначка", "Вытокі" — многие добирались из дальних деревень. Отдельную радость доставили песни и танцы еврейского местечка — также важная часть белорусской культуры, которую представил проект Zingeray.

Моноспектакль «Дарожка» представил лидер этно-группы «Троица» Иван Кирчук:

— Он формировался в течение приблизительно 35 лет — столько, сколько я занимаюсь фольклором. В одной из первых своих экспедиций я записывал песни в Любанском районе, где Пелагея Михайловна Шмелева пела мне с десяти утра до часу ночи. С этого началась моя любовь к фольклору, сбор и разучивание. Я преподаю в Белорусском государственном университете культуры, занимаюсь реконструкцией обрядов и праздников, готовлю книги по фольклору. Сам я горожанин из Лиды, но в «Дарожке» играю на всех белорусских музыкальных инструментах — дудке, окарине, жалейке, лире, гуслях. Я использую маски —козы, медведя, волка, черта, смерти…

Ярким моментом фестиваля стала презентация книги-диска белорусских застольные песен "Бяседныя песні", подготовленной и изданной проектом Tradycyja: создатели необычного издания как будто вернули нас в детство, в те времена, когда еще было принято всей семьей собираться у бабушек-дедушек и за угощением перемежать разговоры пением хором.

— Проект Tradycyja направлен на популяризацию нашего фольклора, — пояснил Сергей Долгушев. — Мы издаем книги и диски, ездим в этнографические экспедиции, продюсируем молодые коллективы, делаем все, чтобы белорусский фольклор жил.

Музыканты и гости перемещались из уютного дворика в музейные залы и обратно, интерактив зашкаливал: все желающие могли (и должны были) подпеть, а желательно еще и потанцевать под народные мотивы. Нашлось место и для традиционных долгих жатвенных песен, и для еврейских танцев, и для выступления белорусских лирников. К слову, из запасников Национального исторического музея специально к фестивалю были извлечены две колесные лиры XIX века.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter