Дружбу и любовь мозг и сердце контролируют одинаково

Феромон и нейрон — боевая ничья

Сердце и мозг в равной степени ответственны за возникновение дружбы и любви

Чувства принято относить к категориям загадочным и непредсказуемым. Однако не романтически настроенные ученые любят раскладывать всё по полочкам. Например, недавно проведенные исследования говорят о том, что для завязывания дружеских отношений между людьми нужна не только взаимная симпатия, но и чтобы их мозги работали примерно одинаково. А в случае любви вообще разрыв шаблона: ею, как оказалось, управляют вместе и сердце, и ум. И кто у кого в дураках — еще посмотреть надо.

На одной волне

Родители часто бывают не в восторге от друзей подрастающего поколения. Особенно если приятель-ские отношения влияют на них не в лучшую сторону. Ученые утверждают: выбор друзей под влиянием эмоций (например, из чувства собственной симпатии или противоречия взрослым) происходит только в детстве. Зрелые люди выделяют круг ближнего общения по другим принципам. И чаще всего выбирают в друзья тех, кто внутренне на них похож. До недавнего времени это были чисто психологические выкладки. Но сейчас их подтвердили и нейрофизиологи.

фото monoteism.ru

Специалисты Дартмутского колледжа (частный исследовательский университет — один из старейших в США) изучили нейронную активность мозга у 250 студентов. Сначала молодых людей попросили назвать близких друзей и просто знакомых. Затем каждому показывали серию видеороликов — от политических дебатов до музыкальных клипов. Активность мозга отслеживалась при помощи МРТ. И выяснилось, что у друзей зоны, отвечающие за эмоции, контролирующие рассуждения с умозаключениями и управляющие вниманием, работают с одинаковой интенсивностью. Выражается это в том, что друзья предпочитают одну и ту же музыку, реагируют на ситуации (горе или радость) одинаково. То есть мы подсознательно выбираем тех людей, чей мозг настроен на одну волну с нашим.

Мозг дает добро

Дружба и любовь — вещи в какой-то мере схожие. Однако одинаковые механизмы (типа базового распознавания “свой-чужой”) работают только на первоначальном этапе. 

Но дальше в любви все происходит по особой схеме. Исследователи американского Mount Sinai Hospital выяснили, что в зарождении чувства у “химии любви” (знаменитых феромонов) есть полноправный партнер — мозг. И главный вопрос возможных отношений: сказать ли потенциальному партнеру да либо нет, мы решаем вовсе не сердцем, а именно мозгом, который безэмоционально обрабатывают сразу и внешние, и “внутренние” данные.

В ходе эксперимента добровольцам показывали фотографии потенциальных партнеров, которых нужно было оценить в смысле привлекательности. Затем предложили встретиться в реальной жизни. После серии свиданий у некоторых пар завязались романтические отношения, а изучение мозговой активности участников эксперимента дало ученым почву для размышлений. Оказалось, что за переход от симпатии к флирту и дальше ответственны две зоны в префронтальной коре. Одна из них — дорсолатеральная — отвечает за первое впечатление: она как бы сортирует людей (в частности, по внешней привлекательности) и от нее зависит, захотим ли мы встретиться еще раз. Но, как справедливо замечено, внешность — еще не все. После за работу берется другой отдел нашего “бортового компьютера”, оценивая уже конкретные личностные качества. Медиальная префронтальная зона анализирует, совпадаете ли вы в эмоциональном и интеллектуальном плане, есть ли общие интересы и так далее. И только в том случае, если две зоны одновременно удовлетворены результатами, мозг “дает добро” — мы (или получается, что не совсем мы) решаем, что не против завязать отношения.

Виноваты все

Однако человек не был бы человеком, если в очередной раз не озадачил бы исследователей. Наверняка вы знаете массу случаев из разряда “не понимаю, что она в нем нашла?!” и наоборот. Как говорил Франсуа де Ларошфуко: “Ум всегда в дураках у сердца”. Однако, оказывается, несчастных, которые выбирают не тех людей, можно оправдать, поскольку такие подлости сердце подкидывает не в одиночку, а в дружном тандеме с мозгом. Как это работает?

Например, дорсолатеральная и медиальная зоны выдают противоположные результаты. То есть внешне человек вам понравился, но в плане общих интересов — полный ноль. Обычно в таких случаях мозг сигнализирует: человек вам не подходит. Но иногда происходит сбой. В том случае если сигнал “да” от одной зоны слишком мощный, он полностью подавляет “нет” от второй. И дезориентированный мозг “дает добро” на симпатию, одновременно стимулируя выброс феромонов и запуская процесс влюбленности, — так мы и вляпываемся в совершенно неподходящие союзы. Вот тебе и сердцу не прикажешь!

МНЕНИЕ

Светлана Пашкевич, заведующая лабораторией нейрофизиологии Института физиологии НАН кандидат биологических наук:

— В большинстве случаев мозг выбирает нам друзей по принципу схожести не только нейронной активности, но и учитывая особенности своей индивидуальной структуры. Например, известно, что есть люди, у которых развиты математические способности (то есть соответствующие отделы работают отлично), а есть и такие, которым это просто от природы не дано. Разделение на “физиков” и “лириков” гарантирует, что такие люди не склонны быть близкими друзьями. Мозг не заинтересован в сотрудничестве — нет точек соприкосновения, благодаря которым он может плодотворно развиваться и строить новые связи. А именно в этом и состоит его главная задача.

Однако как же быть со случаями, когда лучшими друзьями становятся люди, совершенно непохожие? На самом деле тут нет противоречий. Просто в работу вступают другие важные механизмы, которые имеют значение уже для выживаемости вида и заложены в нас генетически в виде определенных программ. Главные из них — безопасность и конструктивное сотрудничество. Например, уже на стадии визуального контакта мы склонны хорошо относиться к тому, кто внешне напоминает нам человека, который когда-то отнесся к нам с теплотой (мы очень четко запоминаем такие вещи), либо близких родственников.

Имеет место и обратная закономерность. Например, люди, обладающие какими-то чертами преступников (портреты которых мы видели по телевизору, и наш мозг их тоже запомнил), сразу же на подсознательном уровне вызовут у нас недоверие, а возможно, даже страх.

Однако часто при выборе друзей такие показатели, как несходство характеров и прочее, перебиваются данными о безопасности, установленными опытным путем. Например, если человек помог нам в критической ситуации, спас жизнь или поддержал в трудную минуту, то уже как-то все равно, что он не ценит любимую вами оперу, не может поддержать разговор о квантовой теории или обладает отталкивающей внешностью. Вы знаете, что на него можно положиться, — это не менее (а может, даже и более) крепкая основа для дружбы, чем сходство мозговой активности. Примером могут служить отношения, которые возникают между людьми, прошедшими совместные испытания — войну, службу в армии и так далее. Это очень древний механизм, который помогал выживать еще нашим далеким предкам, когда правильный выбор надежных товарищей был на самом деле вопросом жизни и смерти.

ЛЮБОПЫТНО

Совместное исследование психологов из Университета Юты, Калифорнийского университета в Дэвисе и Северо-Западного университета США показало, что предсказать любовь все равно невозможно по причине противоречивости человеческой природы. Дело в том, что мы часто не знаем, чего хотим, и с завидным постоянством врем в этом сами себе. Около 400 юношей и девушек попросили заполнить анкеты и указать: какие качества хотелось бы видеть в партнере. Затем им устроили реальные свидания. Так вот, подавляющее большинство выбрало людей, которые были прямо противоположны заявленным ими самими идеалам. Как говорится, без комментариев.

фото wallpaperscraft.com

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter