Феномен Кембровского

Об учителе с 60-летним стажем выпускники и коллеги говорят: таких больше нетГеннадий Кембровский полвека и один год преподавал на кафедре общей физики Белорусского государственного университета, стал автором уникального спецкурса и целого ряда учебных пособий. Нынче читает лекции по методам решения физических задач учителям, ведет факультативные занятия в столичной гимназии № 29. За последние 12 лет 120 его учеников стали победителями республиканских олимпиад только по физике. Среди учеников профильного физического класса хватает победителей олимпиад и по математике, информатике, химии…

— Десять победителей республиканской олимпиады по физике в среднем за год — это же полкласса!
— Нас ограничивают квоты, — почти оправдывается Геннадий Станиславович. — Если бы мы имели право выставить на олимпиаду профильный физический класс в полном составе, дипломов было бы намного больше. Но Минск может отправить на республиканскую олимпиаду не более 15 человек. Правда, республиканская олимпиада по физике в этом году вновь будет проводиться на базе нашей школы, а хозяева имеют право увеличить состав своей команды на треть. Нас это радует, хотя организация олимпиады — страшная головная боль, приходится изыскивать большое количество кабинетов, оборудования, тянуть автономную электросеть...
Но даже невероятное количество победителей олимпиад, известность в профессиональном кругу и популярность среди родителей, звание лауреата премий Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренной молодежи еще не высшая оценка деятельности школьного учителя. Высшую Геннадий Кембровский и его соратник, учитель физики Михаил Сенюк, получили 13 лет назад от десятиклассников школы, в которой тогда работали. Узнав, что учителя меняют место работы, 10-й класс в полном составе ушел вслед за ними. Так в 51-й многопрофильной школе Минска (так называлась тогда нынешняя гимназия № 29) появились внеплановый выпускной класс и авторская методика обучения физике.
Не давая себе права на погрешность
Готовясь к разговору, я загрузила имя Геннадия Кембровского в поисковик и проанализировала ссылки.
В Сети мой собеседник представлен как автор книг и Учитель с большой буквы. Победители международных олимпиад, известные физики признаются, что их путь в науку начался с телефонного звонка: учитель Геннадий Кембровский лично некогда пригласил их в свой профильный класс 51-й школы. Так что секрет Кембровского-педагога вовсе не секрет: главное — заметить искру одаренности и создать условия для развития способностей.
— Один человек, каким бы он ни был, больших успехов не достиг бы, — объясняет Геннадий Станиславович. — У нас большой коллектив из преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов БГУ, которые приходят тренировать учеников уже на первом-втором курсе. Наша методика “подкреплена” поддержкой администрации школы, особенно ее директора, и пониманием родителей. Двенадцать лет подряд мы набирали профильный физический класс из восьмиклассников разных школ. Лишь в нынешнем с отменой профильного обучения цепь разорвалась.
“Искорки” обязательно проходят авторский курс Геннадия Кембровского — по методам обработки результатов измерений и оценки погрешностей. История появления спецкурса уходит корнями в советское прошлое. Еще на заре международных состязаний по физике специалисты обратили внимание на то, что советские студенты (среди которых всегда было немало белорусов) прекрасно справляются с теоретическим туром, но на экспериментальном встречаются с непреодолимыми трудностями. Ведь экспериментальный этап — это сложнейшая лабораторная работа, часто на незнакомом оборудовании. 
Сейчас все первокурсники физического и радиофизического факультетов БГУ постигают этот спецкурс, прежде чем приступить к лабораторным работам. Старшеклассники 29-й гимназии проходят его факультативно: в школьной библиотеке хранятся 50 экземпляров адаптированного к восприятию школьников пособия. Еще пять запасных экземпляров хранятся у Геннадия Станиславовича дома — “а вдруг кому-то из учеников не хватит?”.
В 2003 году минский школьник Александр Михалычев стал абсолютным чемпионом мира по физике среди школьников. Сейчас он старшекурсник БГУ. Саша Михалычев несколько лет ездил в 51-ю школу из пригородного поселка Сосны. Его отец, выпускник одной из школ города Смоленска и физик по специальности, готовился к вступительным экзаменам в вуз по книге Геннадия Кембровского.
На трех “китах”
Первые задачки для юных физиков Геннадий Кембровский составил еще студентом — в 1949 году.
С 1960 года при БГУ работала школа юных физиков. В разгар споров о физиках и лириках в ее списках числилось до 750 учеников. Эти школьники и студенты часто оттачивали свои способности при помощи задач, придуманных моим собеседником. Сегодняшние многочисленные олимпиады разных уровней по физике — от экспериментальных до республиканских — держатся на трех “китах”, имена которых известны: Анатолий Слободянюк, Геннадий Кембровский, Леонид Маркович. В последнее время ряды пополнились молодыми физиками — к составлению и проверке заданий, решению оргвопросов подключились Андрей Андриевский и Антон Мищук.
Ежегодно начиная с 2002 года в Беларуси издаются материалы олимпиад по физике всех уровней, от школьной до международной. С текстами, задачами, авторскими вариантами решений, критериями оценивания, даже с фотографиями аппаратуры для экспериментального тура международных олимпиад и списками победителей разных лет. По признанию убеленного сединами педагога, труднее всего ему даются задачки для самых младших участников турнира. Они еще мало узнали, составителю приходится включать фантазию на полную мощность, чтобы найти новые варианты условий.
— Когда кому-либо из нашей команды — преподавателю БГУ Михаилу Седюку, сотруднику Института тепло- и массообмена имени Лыкова Национальной академии наук Оскару Рабиновичу или мне — задают вопрос о преподавательской нагрузке, мы всегда затрудняемся с ответом, — признается Геннадий Кембровский. — Обстановка школы не позволяет строго ограничиваться лишь отведенным на занятия временем. Однажды 11-й класс после шести уроков выполнил трехчасовую лабораторную работу по физике. Когда я попрощался с детьми, намереваясь проверить работы дома, они запротестовали: нет, сделайте это сейчас, мы готовы включить оборудование и перепроверить результаты еще раз. Ну как можно считать часы с такими учениками?!
Участники турниров и олимпиад всегда радовались возможностям, которые открывают для них каникулы или карантин. Потому что в эти дни можно вволю заниматься... любимой физикой. И во время ежегодной эпидемии гриппа учителя физики получали разрешение проводить факультативные занятия и тренировки.
Мы и время
По словам моего собеседника, дети в последние годы изменились. “Искорки”, словно рожденные для естественных наук, появляются везде и в любые времена. Но в целом с учениками стало труднее.
— На протяжении многих лет ежегодно в профильный класс приходили дети моих бывших студентов. Гены, интересы семьи, домашняя библиотека — все способствовало их увлечению физикой. Сейчас таких семейных связей все меньше, родители равнодушны к перспективе участия в международных состязаниях. Чаще просят: “Подготовьте сына, чтобы хорошо сдал тесты”. С нынешнего года профильные классы в общеобразовательных школах ликвидированы, на смену спецкурсам и курсам по выбору пришли факультативы, их количество ограничено нормативно. Аргумент веский: чтобы не допустить перегрузки учеников. Но как можно избавиться от перегрузок, если “штрих”-классы проходят программу двух лет за год по всем предметам? И как готовиться к олимпиадам, если дети устали уже за первый месяц учебы?
В нынешнем году Геннадий Кембровский впервые столкнулся с тем, что родители запрещают ученикам выпускных классов участвовать в турнирах и олимпиадах, так как озабочены здоровьем своих детей и возрастающей конкуренцией среди абитуриентов, связанной с увеличением количества выпускников. Поэтому отправляют сыновей не на экспериментальный тур, а к репетиторам.
— Любая уравниловка является тормозом в развитии, — убежден Геннадий Станиславович. — Поэтому мне трудно принять квоты на участие в олимпиадах, единый типовой учебный план, систему централизованного тестирования и многое другое. Дети разные: один холерик, другой флегматик, один интуитивно принимает правильные решения, а другой идет к ним долгим, извилистым путем. В таких науках, как физика и математика, скорость не нужна. Необходима хорошая школа и четкая система выявления, отбора, сопровождения одаренных учеников. Как в спорте: главное — чтобы эта цепь не прерывалась.
У Геннадия Кембровского и Михаила Сенюка целая армия помощников из числа бывших выпускников. В позапрошлом году физкласс окончили Юра Картынник, Андрей Малиновский и Максим Полищук. Сейчас они студенты БГУ, и вместе с такими же талантливыми друзьями ведут факультативы в разных школах города. Недавний выпускник Николай Иванович ведет у старшеклассников факультатив по математике, а Татьяна Буренкова — уроки физики. Дети и родители не нарадуются, потому что молодым людям проще понять друг друга. Но, к сожалению, ни один из этих талантливых студентов не собирается быть учителем: помочь — всегда пожалуйста, но посвящать свою жизнь педагогике экономически невыгодно.
В 2008 году первый этап республиканской олимпиады собрал 648 143 ученика. 27 белорусских школьников — победителей республиканских олимпиад приняли участие в международных состязаниях по математике, физике, химии, биологии, географии и информатике. Участники международных олимпиад вернулись домой с 3 золотыми, 12 серебряными, 8 бронзовыми медалями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter