История жизни и подвига двух Героев Советского Союза из деревни Авсимовичи Бобруйского района. Владимир Парахневич

Федор и Владимир: два Героя, два земляка

Окончание. Начало в номере за 29 февраля.

2. Партизан, диверсант и учитель

О Герое Советского Союза из деревни Авсимовичи Бобруйского района Федоре Архипенко я уже рассказывала. Еще один — Владимир Парахневич. Родился 18 января 1918 года в обычной крестьянской семье. Из сестер и братьев — старшая Лариса и младший Женя. В 1933-м Володя окончил семилетку в Воротыни, затем педрабфак и в 1935 году поступил в минский пединститут, а после первого курса перевелся в БГУ. Летом 1941 года он уже заканчивал физико-математический факультет, оставалось сдать последний госэкзамен. Но как говорил когда-то сам Владимир Алексеевич: «Гитлер повременить не мог, пока нам вручат дипломы». 


22 июня без пяти минут учителя, жившие в одной комнате общежития, прибыли в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Через два дня, так и не дождавшись повесток, Парахневич с тремя однокурсниками отправились вслед за эвакуированным военкоматом. Толпы беженцев, солдат из разрозненных воинских частей, суматоха и град бомб, непрерывно летящих с фашистских самолетов... Потеряв по дороге друзей, Владимир подался в Бобруйск, практически занятый немцами. К тому времени его родители с младшим братом, бросив городской дом, перебрались к родственникам в поселок Большая Контора, расположенный недалеко от Авсимовичей. Туда же вернулись из польской Ломжи старшая сестра Лариса и ее муж, пограничник Василий Никитин. 

Фронт отступал. Старания при­мкнуть к группам солдат, разбитым, но оказывающим сопротивление фашистам, были бесполезны. Бывший красный комиссар Никитин и комсомолец Парахневич решили остаться в Бобруйске и наладить связь с городским подпольем. Однажды им чудом удалось избежать ареста и расправы гестапо, поэтому оставаться в городе и рядом с Авсимовичами было опасно. Никитин подался в рогачевские Поповцы и стал там сколачивать партизанский отряд. Владимир остановился у родственников в соседнем Коврине, ожидая команды присоединиться к отряду. До этого момента ему нужно было собрать надежных ребят, запастись продуктами и найти оружие. 

В августе 1941-го в Воротынском сельсовете, не без активного участия Парахневича, стала действовать группа партийно-комсомольского подполья, а уже в июле 1942 года Владимира зачислили бойцом первого отделения первого взвода 537-го партизанского отряда Степана Свирида, дислоцировавшегося в лесах Кировского района. Командиром отрядной разведки был тот самый Василий Никитин. 


Свой вступительный экзамен пока не состоявшийся учитель сдал через месяц, когда при сопровождении вооруженных бойцов, прибывших из-за линии фронта для организации новых отрядов, партизан вычислили полицаи и фашисты. Позже выяснилось, что ставка делалась на полное уничтожение отрядов в зоне между шоссейными дорогами Бобруйск — Могилев и Бобруйск — Рогачев. Большие отряды ушли заранее, а под раздачу попали мелкие группы, потеряв немало бойцов. Тогда чудом остался в живых и Парахневич. 

Так как его близких родственников найти не удалось даже через музей истории Великой Отечественной войны, музеи в Бобруйске и Сычково (Бобруйский район), Бобруйский рай­исполком, Совет ветеранов Фрунзенского района Минска, «Белую Русь» и отделы образования, располагаю лишь фактами из интернета и книги Владимира Парахневича «Огненные вихри». 


Свои боевые выходы партизан-диверсант и командир подрывной группы описывает довольно по­дробно. В основном это операции по разгрому полицейских гарнизонов в деревнях, подрыву мостов, железной дороги в лесах под Рогачевом, Кличевом, Бобруйском… Есть рассказ и о том, как зверски расправились гестаповцы с подпольщицей, его родной сестрой Ларисой. Автор писал и о своем возвращении в родные Авсимовичи, только под покровом темноты, прячась от полицаев и гитлеровцев. 

За смерть сестры и односельчан Парахневич мстил вместе с товарищами, пуская под откос вражеские эшелоны. Одно из сложнейших и опасных заданий его группы — добыча тола из неразорвавшихся немецких снарядов, при помощи которого потом взлетали на воздух железнодорожные составы. Сидеть на проржавевшей 50-килограммовой бомбе, которая могла рвануть в любую минуту, и при этом долбить ее зубилом, чтобы добыть драгоценную взрывчатку, приходилось и самому командиру подрывной группы. Несколько раз смерть проходила на расстоянии сантиметра от него, отнимая друзей и боевых товарищей. 

Партизаны отряда имени Кирова на захваченной у врага танкетке. 1943 год.

Летом 1943-го на участке железной дороги Бобруйск — Жлобин должны были пройти на фронт очередные вражеские эшелоны с пополнением. Пропустить их партизаны не могли, а гитлеровцы, зная, чем это может обернуться, выставили усиленную охрану. Парахневич совместно с партизаном Бондаренко ползком подобрался к железной дороге, оставив двоих бойцов для прикрытия. Воспользовавшись шумом приближавшегося поезда, Владимир установил 30-килограммовую мину. Взрыв стал для немцев неожиданностью, их замешательство позволило партизанам уйти. Под откос отправилось 12 вагонов с живой силой, целых 36 часов понадобилось фашистам, чтобы убрать своих убитых и раненых.

В сентябре 1943 года группа диверсантов Парахневича напала на гарнизон в деревне Турки Бобруйского района. Кирпичное здание укреплялось земляным валом и двумя рядами проволочных заграждений, поэтому открытый штурм был бесполезен, но плененные полицейские выдали пароль, благодаря чему удалось поближе подобраться к комендатуре. При поддержке еще одной партизанской группы убили коменданта, двух гитлеровцев и 12 полицаев. Еще 13 взяли в плен, сожгли мост через реку Олу, взорвали трактор, молотилку, молочный пункт и дом полицейской управы. 

Командир группы подрывников В.А. Парахневич (справа) с подрывником, фельдшером А.М. Брюховецким.

Весной 1943 года 537-й партизанский отряд преобразовали в бригаду, из нее выделился 539-й отряд, где Парахневич стал политруком роты. В июне 1944 года на базе 539-го отряда сформировали бригаду и выделили две роты для организации 101-го и 102-го отрядов. Владимира Парахневича назначили комиссаром 102-го партизанского отряда в 9-й партизанской бригаде имени Кирова, действовавшей на Могилевщине.

В результате диверсий под его руководством на железной дороге подорвали 21 вражеский эшелон, в том числе 6 — с живой силой противника, уничтожили 2 танка, 23 автомашины, 97 вагонов с боеприпасами и снаряжением. Вывели из строя 20 паровозов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года за доблесть и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, Владимиру Алексеевичу Парахневичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


ПОСЛЕ освобождения Беларуси бывший партизан-диверсант возглавил отдел образования Бобруйской области, работал заместителем заведующего отделом по работе среди школьной молодежи при ЦК ЛКСМБ. В октябре 1945 года был делегатом Конгресса демократической молодежи мира в Лондоне. В августе 1946 года в составе советской делегации посетил Славянский конгресс в Белграде. Жители города подарили ветерану ятаган, который с декабря 1947 года хранится в фондах белорусского музея истории Великой Отечественной войны. С 1949 по 1956 год отличник народного просвещения Владимир Парахневич руководил педучилищем в Минске, с 1956 по 1965 год преподавал математику в столичной школе рабочей молодежи № 1, потом руководил этой школой. Позже возглавлял школу рабочей молодежи № 21 Фрунзенского района Минска. В 1965-м его удостоили звания «Заслуженный учитель школы Белорусской ССР». Владимир Алексеевич выпустил сборник задач по геометрии и по тригонометрическим функциям.

Удалось выяснить, что в 1966 году мой коллега фронтовик Михаил Шибалис встречался с Парахневичем: «Выясняю место его работы, иду в школу рабочей молодежи, где он и директор, и преподаватель математики. Отзывались о нем учителя мало сказать с уважением, скорее, с восторгом — такой он был талантливый педагог, к тому же скромнейший человек. Узнаю от него, что не успел он к началу войны закончить университет, вернулся из Минска в свою деревню Авсимовичи, что в Бобруйском районе».

Ордена Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медали СССР… Награды Героя Советского Союза много лет назад были переданы музею истории Великой Отечественной войны. Умер Герой-партизан 28 июля 1980 года, похоронен на Восточном кладбище столицы.

Несколько лет назад Владимира Парахневича посмертно зачислили в список почетных граждан Фрунзенского района. Его именем названа улица в родных Авсимовичах. И еще, надеюсь, что у Владимира Алексеевича где-то остались родственники, которые откликнутся и помогут уточнить некоторые факты его биографии. Тогда я допишу эту историю.

chasovitina@sb.by

Фото из архивов музеев и интернета.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter