Факультативы по ЗОЖ будут вести сами школьники

Когда я была маленькой, отец пытался научить меня плавать. Но несмотря на все его усилия, оказавшись без поддержки, я в панике начинала барахтаться и с криком «помогите!» вновь уходила под воду. Так продолжалось, пока за дело не взялся соседский мальчишка.

Когда я была маленькой, отец пытался научить меня плавать. Но несмотря на все его усилия, оказавшись без поддержки, я в панике начинала барахтаться и с криком «помогите!» вновь уходила под воду. Так продолжалось, пока за дело не взялся соседский мальчишка. Он показал мне «звездочку», дав понять, что держаться на поверхности воды можно без единого движения. Затем объяснил, как работать руками и ногами, чтобы не просто качаться на водной глади, а двигаться вперед. И я проплыла свои первые метры. То, что оказалось не под силу взрослому, у моего одногодка получилось легко и непринужденно.

Татьяна Пронько. фотоЭффективный метод «равного обучения» уже несколько лет используют в своей работе многие детские и молодежные объединения республики. А с этого учебного года его возьмут на вооружение как еще один официальный метод преподавания основ здорового образа жизни в белорусских школах. Подробнее об уникальном проекте «Сверстник обучает сверстника» «Знаменке» рассказала его координатор Татьяна Пронько.
– Проект реализуется по инициативе Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) при поддержке Министерства образования Беларуси и Академии последипломного образования. Молодежь, как правило, более открыто и свободно обсуждает деликатные вопросы, касающиеся собственного здоровья, со своими сверстниками, чем с медицинскими работниками или педагогами. По-
этому программы по принципу «равный равному» проводятся волонтерами-инструкторами. Это молодые люди, которые принадлежат к одной возрастной группе с теми, кого они обучают. У них общие интересы, увлечения. Они проще находят общий язык. Реализация программ по принципу «равный равному» проводится с использованием интерактивных методик, которые позволяют участникам получить не только знания, но и навыки.
– Да и сами волонтеры приобретают умение общаться…
– Молодые люди становятся более коммуникабельными, умеют «держать аудиторию», готовить и организовывать свои выступления, планировать время, приобретают лидерские качества. Это может быть полезным в развитии собственной карьеры и дальнейшем трудо-
устройстве.
– Какие молодежные организации и объединения Беларуси уже могут поделиться опытом «равного обучения»?
– Такой формат в подаче материала по здоровому образу жизни, ответственному отношению к своему репродуктивному здоровью, профилактике ВИЧ-инфекции на протяжении ряда лет используют в работе пилотные школы в рамках проектов ЮНФПА и ЮНИСЕФ, центры, дружественные подросткам, общественные объединения Молодежный образовательный центр «Фиальта», Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО, Белорусское общество Красного Креста, Ассоциация белорусских гайдов и другие.
– Министерство образования утвердило Концепцию реализации принципа «равный обучает равного» в школах и гимназиях, «легализовав» таким образом этот метод. Как он будет работать в самих учебных заведениях?
– В рамках проекта на базе Академии последипломного образования будут организованы специальные двухнедельные курсы для педагогов, которые отвечают за проведение занятий по здоровому образу жизни в школах, а также представителей общественных организаций. Кроме того, будут разработаны пособия для учителей, информационные пособия и материалы для волонтеров-инструкторов. Планируется создать страничку по равному обучению на сайте Академии и поддерживать информационный ресурс по равному обучению www.ypeer.by. Пройдя курс подготовки, педагог отберет из числа школьников ребят, желающих участвовать в проекте. Расскажет, с каким материалом они должны познакомить своих ровесников, а также научит, каким образом это лучше сделать. Учитель предложит воспользоваться интересными интерактивными методиками, чтобы занятия не были похожи на обычные лекции, а информация не напоминала параграф из скучного учебника. Все программы будут составлены с учетом возраста учащихся и проводиться в рамках факультативных занятий.
– Если педагог будет направлять волонтера, подсказывать, что и как говорить, сохранится ли в общении доверительность? Под присмотром «Марьиванны» дети вряд ли смогут завести откровенный диалог…
– Педагог может лишь помочь ребятам составить план занятий на год, организовать процесс обучения, консультации со специалистами, проводить мониторинг. Использование принципа «равный обучает равного» – дело сугубо добровольное. Поэтому, если педагог не уверен в том, что подростки могут самостоятельно проводить такие занятия, он может отказаться от помощи волонтеров. В противном случае, излишне подстраховываясь, он может ограничить самостоятельность юных помощников, что нарушит принцип партнерства. Если же учитель изъявит желание лично присутствовать на занятиях, это будет противоречить самой сути равного обучения и эффективность его будет сведена к минимуму.
 

Наталья УРЯДОВА, «ЗН», фото предоставлено ЮНФПА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter