Каждый третий молодой человек покупает контрафакт

Факты против контрафакта

Есть такие цифры: в мире 10% от всех производимых товаров — контрафакт, на черном рынке ежегодно крутятся около 300 млрд долларов. А убытки владельцев оригинальных брендов от подделок вообще сложно подсчитать. Вряд ли сегодня найдешь страну, где бы торговцы не предлагали кроссовки Abidas и Nice, в точности повторяющие оригинальные версии фирменной спортивной обуви. Беларусь, увы, не исключение. Поэтому защите интеллектуальной собственности и отстаиванию интересов бизнеса при подготовке новых законопроектов и правовых актов уделяется самое пристальное внимание.

Что, как и где покупают молодые люди, до недавнего времени у нас было изучено мало. Впервые ассоциация «БелБренд» и Молодежная лаборатория социологических исследований заинтересовались этим в 2015 году. Тогда было проведено масштабное исследование по всей стране, показавшее, какие товары пользуются нынче популярностью среди молодежи. И стало понятно: у нее в чести далеко не только оригинальные бренды. Не случайно уже через год в соцопросе решили поднять проблемы нелегальной торговли и контрафактной продукции. Недавно подведены итоги очередного исследования, охватившего в конце прошлого года людей в возрасте 15 — 30 лет. Тут результат на первый взгляд обнадеживает: в целом отношение к подделкам у белорусов медленно, но верно меняется в правильную сторону. В целом, что есть контрафактная продукция, молодые люди себе хорошо представляют. И с каждым годом число знакомых с этим термином растет: если в 2016–м таких было 69%, то в прошлом — уже 74%.

Однако к дешевым подделкам дорогих брендов молодежь все так же лояльна. Сам за себя говорит, скажем, факт: около 33% потребителей осознанно собираются покупать именно реплику вместо оригинала. И чаще всего такой выбор делают, приобретая поддельную одежду и обувь. Мотив понятен: фальшивка выходит дешевле иногда в 5 — 10 раз. Но на фирменный аналог настолько похожа, что невооруженным глазом не всегда и отличишь. А в погоне за лейблами и модой это выступает чуть ли не главным критерием: денег не хватает, но очень хочется сумочку от chanel... Качество — вопрос в таком случае второстепенный. Более того, свыше половины опрошенных молодых людей отметили, что чаще всего контрафакт вполне себе сносен и добротно сделан, учитывая относительно невысокую стоимость покупки. Еще одна из причин покупать контрафакт, по мнению респондентов, — банальное удобство: 34% опрошенных приобрели его фактически в шаговой доступности от дома. Есть над чем задуматься.

Но если отрешиться от ширпотреба, то окажется, что есть немало товаров, которые молодежь категорически отказывается покупать из соображений доступности и дешевизны. На первом месте здесь лекарства. 98% опрошенных категорически против таблеток от нелегальных производителей и поставщиков. Даже готовы переплачивать 10 — 20% за оригинальную марку, дабы не рисковать здоровьем. Не пользуются спросом и контрафактные продукты питания, БАДы, компьютеры и телефоны, парфюмерия и косметика. И вот тут качество, точнее его отсутствие, является главным аргументом.

И вообще, нелегальная торговля, согласно исследованию, вызывает у молодежи скорее негативное отношение. Чего не скажешь о пиратской продукции. С ней все наоборот: почти 70% респондентов заявили, что не готовы сегодня платить за лицензионный контент. Торрентами — программами, через которые можно без зазрения совести скачивать абсолютно все, — пользуются 75% молодых людей, и многие вообще не воспринимают это как нарушение авторских прав правообладателя. Сайты с бесплатными фильмами, музыкой и программами, диски с нелицензионным софтом, которые можно купить по бросовой цене практически в любом переходе — для большинства это нормальная ежедневная рутина. Печально, но только 23% опрошенных принципиально готовы отказаться от покупки подделок из–за моральных соображений, чтобы поддержать правообладателя или потому что «серый» товар вне закона. При этом мнения респондентов насчет защиты интеллектуальной собственности весьма противоречивы. С одной стороны, молодежь вроде бы считает, что необходимо принимать меры в защиту правообладателей, с другой же — сообщать о случаях нелегальной торговли готовы лишь 2% опрошенных...

Думается, исследования двух последних лет ценны уже тем, что положили начало глубокому анализу: с чем из контрафакта мы имеем дело на бытовом уровне сейчас и как с этим работать дальше? Ведь нынешнее поколение молодых — это завтрашние активные покупатели. Именно от их сформировавшихся потребительских предпочтений напрямую зависит, найдет или не найдет подделка своего потребителя в будущем.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter