Пиратство в сфере интеллектуальной собственности приобретает угрожающие масштабы

Факты о контрафакте

Пиратство в сфере интеллектуальной собственности приобретает угрожающие масштабы...
Пиратство в сфере интеллектуальной собственности приобретает угрожающие масштабы. Потери правообладателей — предприятий и организаций, которые осуществляют деятельность строго в рамках закона, — огромны. По данным международной Организации экономического сотрудничества и развития, объем мирового рынка контрафактной продукции составляет сейчас около 650 млрд. долларов. К 2015 году он может достичь 1,5 трлн. долларов. В Беларуси бизнес, связанный с незаконным использованием плодов чужих умов и талантов, тоже поставлен на широкую ногу. Каким образом и почему это происходит, корреспондент «СБ» попытался разобраться на примере ситуации в торговле DVD–дисками. В отличие от, например, нелегального применения высоких технологий, схема здесь проста, наглядна, а потому будет понятна даже неискушенному в технических и юридических тонкостях человеку. Но суть одна: получить деньги фактически жульническим путем.



В начале было дело

Его показали мне в судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда. Представитель истца — солидной минской фирмы — обвинял индивидуального предпринимателя из Барановичей, торговца DVD–дисками, в, мягко говоря, недобросовестности. Мол, 2 мультфильма и 3 сериала тот реализовывал с нарушением авторских прав. А поскольку эти самые авторские права были делегированы в свое время этой самой солидной фирме, требовал за их нарушение компенсацию: по 10 базовых величин за незаконное использование каждого мультика и по 20 — каждого сериала. Ответчик возражал: пусть истец докажет свою правоту документально. Истец доказал, предъявив добрый десяток всевозможных бумаг. С подписями и печатями. Суд вынес решение: взыскать с торговца в пользу фирмы 8 млн. рублей (суд проходил до введения с 1 октября новой б.в. — Прим. авт.)...

Кто на рынке хозяин

Честно признаюсь: ни дело, ни цифры меня особо не впечатлили. Но, как выяснилось, с выводами спешить не стоило. Потому что случай — типичный. Идентичных за последние полтора года было рассмотрено в Верховном Суде почти полсотни. Тогда как за полтора предыдущих года — всего 4. И это при том, что до суда и сегодня доходит ничтожная толика подобных инцидентов.

В Беларуси работают 3 фирмы, которые заключают с соответствующими структурами договоры на распространение аудиовизуальной продукции с соблюдением всех прав ее авторов. Фирмы получают лицензированные DVD–диски, упаковывают их, снабжают маркировкой и продают оптом. По идее, именно у таких фирм и должны закупать продукцию белорусские торговцы для реализации ее в розницу. Но это «по идее». А вот по утверждениям специалистов–маркетологов, около 90 процентов (!) DVD–дисков на нашем рынке — контрафакт. Им активно торгуют по всей стране. Ну а самое бойкое место, разумеется, Минск, где реализуется более 30 процентов всех таких товаров. Причем реализуется вроде как на... законных основаниях.

Квартира, где деньги лежат

На рынке в Ждановичах более десятка точек (киоски, развалы), где торгуют DVD–дисками. Лицензионный товар от контрафактного в общем–то отличить несложно. Если на лицензионном носителе, как правило, один фильм или один сериал, на контрафактном — 8 — 10 фильмов или 2 — 3 сериала. Именно такую продукцию преимущественно предлагают покупателям в Ждановичах. Соответственно и цены. Диск, изготовленный и поступивший в продажу с соблюдением всех условий и правил, стоит около 50.000 рублей. Самая дорогая «единица товара» в Ждановичах — сборники так называемых эротических фильмов, которыми бойко торгуют на небезызвестном «поле чудес», — 25.000. Все остальное — в основном в пределах 10.000 — 20.000. Выходящие из моды вещи вообще можно приобрести и за 5.000, и даже за 3.000. Таким образом, для покупателя фильм на предлагаемых на рынке дисках в среднем обходится примерно в 50 (!) и более раз дешевле, чем на диске лицензионном.

Забавно, но ждановичские продавцы видеопродукции на полном серьезе обижаются, когда их товар называют контрафактным. И их даже можно как–то понять. Закуплен в таможенносоюзной России. Как правило, вполне легально — есть соответствующие накладные. Комар и налоговая носа не подточат. Авторские права? Они, по утверждениям торговцев, принадлежат московским компаниям, в которых диски закупаются. Так что все чин чином. Вот только когда просишь подтвердить сей факт документально, на тебя смотрят, как Остап Бендер на беспризорника, который выклянчивал у великого комбинатора 10 копеек. Не хватает лишь коронной фразы: «А может быть, тебе еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат?» О том, КАКИЕ это деньги, чуть позже.

По слонам из рогатки

Таким образом, интересная получается, как говорил герой известного телесериала, картина маслом. Все как бы прилично, чинно, благородно. И если бы не представители тех самых трех отечественных фирм, коим официально переданы авторские права на некоторые фильмы и сериалы... Они время от времени закупают в разных городах страны незаконно реализуемые диски с этими самыми фильмами и сериалами. Заявления в милицию, в суд. И нарушителям приходится раскошеливаться... Полотно подпорчено. Но это, похоже, не особо смущает торговцев. Ведь сотрудники «правильных» фирм физически не в состоянии поймать за руку и малую толику продавцов подпольных дисков с копиями видеопродукции, авторскими правами которой эти фирмы уполномочены распоряжаться. Потому их усилия — это как стрельба из рогатки по слонам. И тем более они, естественно, никак не влияют на, по сути, незаконную продажу еще огромной части видеотовара. Сегодня такие компании могут предъявлять претензии к реализации всего лишь около 400 фильмов и примерно 50 сериалов. Но на рынке тысячи и тысячи видеопроизведений. В результате, по оценкам специалистов, оборот, скажем так, не охваченной законом о защите авторских прав такой продукции в стране превышает 35 миллиардов (!) рублей в год.



Мнения сторон

Что же делать? Этот извечный вопрос я задал заинтересованным сторонам. И вот какие ответы получил.
Виктор, покупатель: «Ничего. Покупал, покупаю и буду покупать диски, которые называют контрафактными. Да, бывает, они глючат. Бывает, изображение не очень. Зато дешево».

Максим Рудковский, представитель компании, которой в Беларуси делегированы авторские права на 200 фильмов и сериалов: «Необходима организация, желательно на государственном уровне, которая бы по–настоящему защищала интеллектуальную собственность. С реестрами ее объектов, правообладателей. С правом контроля за торговлей и возможностью отстаивать авторские права в различных инстанциях, вплоть до судебных. Пираты наносят огромный ущерб и авторам, и честным фирмам».

Михаил, индивидуальный предприниматель, продавец DVD–дисков: «Никакой я не пират. Продаю в розницу то, что оптом официально закупаю в России. Все честно, законно. Исправно плачу налоги. А если кто–то считает, что что–то не так с авторскими правами, почему я должен отвечать? Пусть отвечает продавец–оптовик».

Александр Погоский, старший оперуполномоченный по особо важным делам главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД: «Работа по борьбе с контрафактом ведется беспрерывно. Например, недавно подразделения МВД приняли участие в операции «Черный Посейдон 2013», которая осуществлялась под эгидой Генерального секретариата Интерпола и была направлена на противодействие нарушениям интеллектуальной собственности. Изъято контрафактной продукции на сотни миллионов рублей, возбуждено несколько уголовных дел. Но... Следует понимать, что правоохранительные структуры не обслуживают какой–то или чей–то бизнес. Соответствующие мониторинги, экспертизы должны проводить правообладатели. Обращаться к нам. И, будьте уверены, меры будут приняты».

Что ж, сколько сторон, столько и мнений. Но проблема остается. И, нетрудно заметить, выходит далеко за рамки только лишь торговли контрафактными дисками...

Компетентно

Елена Троско, судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда:

— Тема, затронутая в материале, актуальна, многогранна. И действительно касается не только аудиовизуальной продукции. Бороться с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, безусловно, непросто. Но иного пути нет. Ибо за этой сферой — будущее. К тому же отношение к ней — это еще и одно из слагаемых международного имиджа нашей страны как правового государства. К сожалению, пока еще не все понимают важность и настойчивую необходимость решения проблемы. В первую очередь, как ни странно, это сами правообладатели. Их попытки отстаивать свои права в судах пока редки и робки. А ведь только они и их представители (и у нас, и за рубежом) могут в установленном законом порядке защищать свои права.

С другой стороны, наше законодательство пока еще недостаточно эффективно в сфере интеллектуальной собственности. Если в части гражданско–правовой ответственности за нарушение авторских и смежных прав существуют весьма серьезные санкции (истец может требовать возмещения убытков или компенсации в размере от 10 до 50.000 базовых величин), то привлечь нарушителя к уголовной ответственности при первичном нарушении законодательства об интеллектуальной собственности довольно сложно — лишь в случае, если предполагаемый доход от продажи контрафакта составляет не менее 500 базовых величин (65 млн. руб.). Но такая стоимость изъятой партии, к примеру, тех же DVD–дисков — большое исключение. Не предусмотрена и такая, на наш взгляд, действенная мера, как лишение права заниматься предпринимательской деятельностью в определенной сфере (в частности, в торговле) в случае, например, повторного нарушения прав в области интеллектуальной собственности.

Хотелось бы обратить внимание тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с объектами интеллектуальной собственности, на необходимость уважать и соблюдать законодательство, регулирующее эту сферу. Иначе рано или поздно обладатели соответствующих прав поставят им барьер с помощью правоохранительных и судебных органов.

Кстати

Соседи Беларуси более строги в отношении нарушителей прав интеллектуальной собственности. В России уголовная ответственность наступает, если незаконный доход может превышать 260, в Украине — 110, в Казахстане — 90, в Молдове — 40 базовых величин в эквиваленте нашей национальной валюты.

Справка «СБ»

По оценкам экспертов, в Европе почти 20% всех товаров — контрафакт, который реализуется с нарушением прав интеллектуальной собственности. Более половины такой продукции поступает в продажу по легальным каналам.
Данных, касающихся конкретно Беларуси, нет.

Советская Белоруссия №194 (24331). Вторник, 15 октября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter