Отвести страну от пропасти
— Многие помнят, как после развала Советского Союза уровень жизни населения республики оказался у критической отметки. Михаил Михайлович, в каком состоянии находилась белорусская экономика накануне выборов первого Президента в 1994 году?
— Жизнь показала, что исключительно рыночные методы управления ситуацию только ухудшали. Какие антикризисные меры стали приоритетными для того, чтобы отвести страну от пропасти?
— Президент начал с наведения порядка и дисциплины в государстве. В первую очередь он на корню остановил грабительский процесс «прихватизации» и принял меры для остановки галопирующей инфляции и девальвации. Успех на этом фронте пришел не сразу — Главе государства пришлось лично и скрупулезно контролировать работу руководства Нацбанка до тех пор, пока не была остановлена инфляция и экономика не вышла на единый курс. Пришлось пройти через многие неурядицы и проблемы. Кстати, средняя зарплата уже через год президентства Александра Лукашенко поднялась до 65 долларов, а сегодня приближается к 700 долларам. А если к ней добавить 34 % отчислений в фонд соцзащиты (что у нас делает работодатель, а за рубежом — каждый сам), то зарплата будет уже составлять примерно 1000 долларов.
Свой метод
— Как формировалась белорусская модель? Каковы ее особенности и преимущества?— Она строилась постепенно путем принятия рациональных решений по проверенному национальному принципу «старое не ламаем, а новае ўзводзім няспешна». Были восстановлены пятилетние планы, направлявшие экономику в нужное русло, и для каждого из них определялись четкие и актуальные для своего времени приоритеты. Так, для первой пятилетки с 1996 года I Всебелорусское народное собрание утвердило три актуальнейших приоритета: продовольствие (необходимо было быстро накормить население и ликвидировать карточную систему), экспорт (страна остро нуждалась в валюте и модернизации предприятий) и жилье. Время показало, насколько точны были тогда эти приоритеты, — Президент всегда интуитивно чувствовал главные проблемы страны. А то, что теперь в каждой пятилетке сельское хозяйство в приоритете, неудивительно, ведь на каждого белоруса приходится 60 соток пахотной земли, и это в 3 раза больше, чем в среднем в мире. Это означает, что мы можем с избытком кормить не только себя, но и других.

— О чем говорит белорусский опыт? Насколько эффективны формы государственной и частной собственности, какая из них имеет наилучшие перспективы?
— Одна из причин наших успехов — сохранение госсектора при параллельном развитии частного (китайцы называют эту тактику двухрельсовой экономикой). Нужно было иметь неимоверную твердость и мужество, чтобы, несмотря на многочисленные заверения, что приватизация резко повышает эффективность, все-таки сохранить госпредприятия. Ведь на них тогда работало почти все население. А насчет эффективности секрет простой — грамотный менеджмент и поддержка государства способны привести к высоким результатам. Кстати, сегодня даже международные организации лозунг «Частное эффективнее государственного» заменили на «Главное — не чей завод, а как он управляется». За рубежом и у нас есть огромное множество примеров, когда приватизированные заводы сделали богатыми только владельцев, а сами пошли ко дну. Поэтому правило нашего Президента «Создавайте частные фирмы и работайте, но не за счет общенародной собственности» оказалось верным.
— Что является сегодня драйвером развития Беларуси? Какие отрасли могут привести экономику страны к наилучшим показателям?
— Драйверы очевидны — это сельское хозяйство, усиление позиций в России и продолжение освоения безграничного китайского рынка. При этом наша промышленность не должна расслабляться. Надо помнить, что с китайскими производителями конкурировать трудно, но можно. Ведь в эпоху экономики знаний может взлететь любой инновационный стартап, который научится делать то, что еще не производят китайцы. Продавать им это — вот требование сегодня для успеха на этом рынке. Большие перспективы также имеет взаимодействие в рамках ЕАЭС, ШОС и БРИКС.
Амбициозный прогноз
— В прошлом году зарплаты белорусов выросли на 13 %. Сохраним ли мы такую динамику в 2025-м?— Реализация подобных планов сильно зависит от ситуации с экспортом. Если удастся добиться мира в Украине, то для нас откроется еще и украинский рынок, который давал в былые времена около 5 миллиардов долларов в год от белорусского экспорта. Если это произойдет, мы превзойдем все плановые прогнозы. Но если даже этого не случится, все равно можно рассчитывать на рост ВВП на уровне 4 % и рост доходов населения на 5 %. Ведь над этим весь прошлый год активно работало Правительство и в первую очередь Президент, который лично вел переговоры с руководством стран дальней дуги об экономическом и торговом сотрудничестве.
Большое видится на расстоянии
— Почему необходимо участвовать в избирательных кампаниях?— При принятии того или иного решения надо задаваться вопросом, станет ли лучше и стабильнее в стране. Я всегда, особенно в 2020 году, советовал не поддаваться эмоциям, а порассуждать, что будет потом. На мой взгляд, резонансные события того времени вызвали в том числе и так называемые независимые экономисты, которые пытались внушить белорусам несостоятельный постулат о том, что смена власти сама по себе решает абсолютно все проблемы, что в корне ошибочно. Многие тогда это не понимали. Правильно говорят, что большое видится на расстоянии. Мы должны помнить о приоритетах в развитии нашего государства, которые вывели Беларусь на существующий уровень и продолжают стимулировать ее дальнейшее развитие. ООН констатирует: индекс неравенства у нас один из самых низких в мире — 24,4 %, продолжительность жизни за 30 лет выросла на 10 лет. А обучаемся мы в среднем, по данным той же ООН, 12,2 года. Хочется, чтобы такие показатели были лучше и лучше, и это зависит от нас.
shamko@sb.by