Каким будет правительственный план в новом году?

Факторы обновления

В новый год страна вошла с новым Правительством. В ближайшие два месяца оно должно представить программу своих действий.
В новый год страна вошла с новым Правительством. В ближайшие два месяца оно должно представить программу своих действий. Президент не скрывает: он ждет от новых фигур в исполнительной вертикали конструктивных и прорывных идей для повышения эффективности экономики. Что же должно лечь в основу этих идей и правительственного плана в целом? Вот что думают по этому поводу наши эксперты.


Работа над ошибками

Антон Болточко, эксперт “Либерального клуба”:

В сложившейся ситуации необходимо действовать решительно и быстро. Решительность новому Правительству и руководству Нацбанка должна придавать политическая воля высшего руководства страны осуществить меры, которые позволят заложить фундамент дальнейшего развития. В любой системе, которая нуждается в реформировании, без политической поддержки не обойтись. Она означает не только невмешательство сверху в процесс принятия руководителями решений, но и слаженное взаимодействие в информационном и политическом пространстве, работу высших органов власти с населением через различные информационные каналы: разъяснение общей ситуации, информирование о следующих действиях и их последствиях и так далее. Необходимо, чтобы народ выдал новому Правительству очередной кредит доверия, которое последним придется оправдать.

Что касается сроков проведения изменений в экономике, то они не должны по сложившейся традиции растягиваться на пятилетия, а то и десятилетия. По опыту отдельных стран, проходивших этап перестройки старой системы, медленные реформы — это фактически отсутствие реформ. Поэтому пока есть спрос на создание обновленной системы, пока есть доверие со стороны населения, необходимо осуществить максимальное количество позитивных изменений.

При формировании повестки дня ближайших месяцев не надо ориентироваться на первое, второе, третье, то есть выстраивать список приоритетных направлений. К сожалению, белорусская экономическая модель похожа на старое здание, в котором просто поменять окна без внесения серьезных конструкторских изменений невозможно. Поэтому необходимо действовать по всем направлениям одновременно.

Первый вектор — денежно-кредитная политика. И в первую очередь, конечно же, валютный рынок, на котором в конце декабря сложилось несколько курсов: официальный и с учетом налога на валютные операции. Первые шаги Нацбанка по сокращению разницы между этими курсами правильные: проводим корректировку курса на бирже и постепенно снижаем налоговую ставку. Однако вопрос в том, что дальше? Ведь старый способ курсообразования, больше напоминавший смесь жесткой привязки к доллару и фиксированного коридора, оставлять нельзя. Поэтому необходимо наконец-то ввести систему свободного курсообразования, что подразумевает отсутствие всякого вмешательства Нацбанка в валютные торги с целью корректировки курса. Главный финансовый регулятор даже с помощью каких-либо негласных договоренностей с банками не должен оказывать влияния на курс национальной валюты.

Свободное курсообразование — это градусник, позволяющий оценить здоровье экономической системы. Похожее сравнение можно привести и для свободного ценообразования, которое с декабря находится под контролем государства. Поэтому параллельно с изменениями на валютном рынке необходимо отменить любой контроль цен в стране. Да, придется признать свои ошибки и зафиксировать высокую инфляцию в стране. Но не выпустив пар из системы, коим является потенциальная разница между фиксированными и реальными ценами, достичь должного эффекта от реформ не получится. Ведь цены являются системой оценки как для потребителей, так и для предпринимателей, каждый из которых инвестирует свои средства. Если эта система искажена, то и работать она будет с периодически возникающими трудностями.

Быстрый рост цен, как и резкая девальвация, населением, естественно, воспринимается болезненно. Но надо понимать, что когда к пациенту приходит хирург, то без боли не бывает. Частично помочь может местная анестезия. Бюджетная поддержка незащищенных слоев населения, адресная помощь отдельным категориям граждан, гарантия пенсий и так далее — все это возможно, учитывая, сколько средств из бюджета уходит на финансирование убыточных государственных предприятий.

По моему мнению, серьезно должен измениться подход Нацбанка к увеличению кредитования экономики и расширению денежной массы, проще говоря, к печатанию денег. Делать, как раньше, увеличивая на десятки процентов в год денежную массу, не стоит. Идеальный вариант — привязка объема денежной массы к золотовалютным резервам страны, что будет дополнительным стимулом для их наращивания за счет привлечения прямых иностранных инвестиций и либерализации внешней торговли.

Чтобы стабильно работали экономика и ее финансовая система, неэффективные предприятия должны уйти с рынка, а на их место прийти новые. Поэтому Правительство просто обязано помочь Нацбанку и поработать не только над облегчением ведения бизнеса в стране, но и серьезно упростить процедуру банкротства для быстрой очистки экономического организма от шлаков. Это не менее важно, чем заманить в течение года десяток крупных инвесторов и доказать им, что страна меняется к лучшему. Так я думаю...

В режиме ручного управления


Валерий Байнев, доктор экономических наук, профессор:

При полете самолета самое главное для его экипажа и пассажиров — целыми и невредимыми долететь до пункта назначения. Если этому способствуют метеоусловия, то летчики вполне могут позволить себе немного расслабиться в пути, доверившись автопилоту. Встроенные в него “умные” механизмы саморегулирования при благоприятной погоде умеют самостоятельно, без вмешательства человека, вести машину по запланированному курсу. Однако если погода вдруг резко ухудшается, например, усиливается шквалистый ветер, самолет попадает в турбулентность, на пути его следования стеной встает грозовой фронт, то полагаться на автопилот смерти подобно. И дабы избежать самого худшего, экипажу приходится переходить на ручное управление. Соответственно и пассажирам во имя достижения главной цели порою приходится на время забыть о некоторых привычных, но второстепенных удобствах.

Увы, из-за глобального экономического кризиса тот безоблачный период, когда правительства стран мира могли позволить себе расслабиться, полагаясь на встроенные в рыночную экономику хитроумные механизмы саморегулирования, закончился. В последние годы мы воочию могли наблюдать, как от услуг “рыночного автопилота” отказывались даже там, где издавна гордятся своими либерально-рыночными принципами и традициями. Это происходило, например, в форме многомиллиардных и даже триллионных финансовых инъекций в тела захворавших экономик США, ЕС и Японии, регулирования там цен на отдельные товары и услуги, планирования ускоренного индустриального развития и даже национализации крупных предприятий и банков. На днях о переходе на ручное управление экономикой на самом высоком уровне открыто возвестили и в России, которая нередко была солидарна с западными странами в их острой критике нашей модели регулируемой рыночной экономики.

Продолжая ряд аналогий из области авиации, экономику любой современной страны вполне допустимо сравнить с силовой энергетической установкой самолета с приводящим его в движение и не дающим вдребезги разбиться о землю двигателем. “Решим экономические проблемы, — выделил эту приоритетную для жизни страны роль экономики Александр Лукашенко, представляя новых руководителей ключевых органов госуправления, — никакие беды нам не страшны. Но если допустим провал в экономике, то можем потерять все — и доверие людей, и стабильность в стране, да и саму страну”.

К сожалению, о благоприятных для нашей экономики внешних условиях сегодня говорить не приходится. Последствия мирового экономического кризиса в странах, потребляющих львиную долю наших товаров и услуг, резкое ухудшение геополитической ситуации вокруг союзной России, кровавая междоусобица в братской Украине, с которой нас также связывает множество хозяйственных уз, — все это, безусловно, потребует от вновь назначенных руководителей искусства высшего пилотажа при управлении нашей экономикой. Это искусство ничего общего не имеет с традиционно доносящимися до нас со всех сторон призывами бросить штурвал управления экономикой на произвол рыночной стихии.

С другой стороны — и это также внятно озвучено Президентом — нынешние весьма непростые внешние условия, как и в случае пилотирования самолета в непогоду, не требуют каких-то экстраординарных методов управления. Круг задач вполне логичен: обеспечение нормальной работы белорусских предприятий и организаций, повышение эффективности их функционирования, качества выпускаемой ими продукции; улучшение платежного баланса через стимулирование экспорта и снижение его роковой зависимости от одного-двух привычных для нас рынков; обеспечение стабильности белорусского рубля, в том числе через пресечение спекуляций на валютном и потребительском рынках путем жесткого, системного контроля за ценами.

Очевидно, решить комплекс этих взаимосвязанных задач можно лишь при скоординированной, результативной работе всех членов “экипажа”, включая Правительство, банковскую систему и все предприятия страны, то есть каждого из нас. И единственный способ достичь такой слаженности, согласованности усилий в масштабах страны — составление и реализация планов на среднесрочную перспективу, включая разработку Программы социально-экономического развития на 2016—2020 годы. Да иначе и быть не может, потому что, если опять-таки использовать сравнение с авиацией, самолеты не стартуют и не летают без четкого представления о том, куда и каким курсом им надо лететь.

И, наконец, о самом главном. В нынешний год очередных президентских выборов всем нам жизненно важно не сбиться с испытанного, проверенного временем курса. Иначе, как об этом свидетельствует трагичный опыт некоторых наших соседей, можно залететь и туда, откуда без безвозвратных потерь уже никак не выберешься.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter