Фактор общей безопасности.

Совместные действия на международной арене позволяют Беларуси и России более активно защищать интересы каждой из стран и Союзного государства в целом.

Одним из главных и наиболее успешных направлений деятельности Союзного государства является проведение согласованной внешней политики Беларуси и России. Взаимодействие на международной арене носит комплексный характер, что предопределено складывающейся геополитической обстановкой.

Механизм взаимодействия Беларуси и России на международной арене основан на Программе согласованных действий в области внешней политики. В настоящее время Министерством иностранных дел Беларуси совместно с Министерством иностранных дел России реализуется очередная Программа на 2012–2013 годы. В рамках этого документа осуществляется сотрудничество по таким ключевым направлениям, как углубление двустороннего взаимодействия на пространстве СНГ, формирование согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, обеспечение региональной и европейской безопасности, повышение роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами.

Оставаясь надежным союзником Москвы по важнейшим вопросам международной повестки дня, Беларусь рассчитывает и на взаимную поддержку. Это тем более актуально сегодня, когда США и их западные союзники консолидируют свою внешнюю политику с тем, чтобы укрепить влияние в разных регионах планеты, в том числе на постсоветском пространстве. Ну а там, где это не удается, начинается массированное информационное и экономическое давление на страну с использованием различных ультиматумов и санкций. Что и продемонстрировал недавно Брюссель в отношении Беларуси. Такое неприкрытое давление требует ответных согласованных мер. Вот почему совместное заявление президентов Лукашенко и Медведева о недопустимости экономических санкций получило одобрение в экспертной среде. С такой консолидированной позицией Минск и Москва выступили впервые, четко дав понять западным партнерам, что диалог с позиций угроз неприемлем.

По мнению председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам и связям с СНГ Виталия Бусько, заявление президентов Беларуси и России демонстрирует эффективность процессов интеграции. Кроме того, депутат подчеркнул, что такое заявление имеет высокий политический вес. Ведь сегодня Россия играет все большую роль в мировой политике и экономике, участвует в принятии важных решений в рамках крупнейших международных организаций, в том числе G-8 и G-20.  

Эксперты обратили внимание на еще один важный контекст совместного заявления. Суть его в том, что Беларусь – это не одинокая страна на периферии Евросоюза, которую можно безнаказанно запугивать. Заявление Лукашенко и Медведева недвусмысленно сигнализирует: Беларусь – полноценный участник Таможенного союза и Единого экономического пространства. А значит, экономические санкции против Беларуси – это фактически санкции против ее союзников, поэтому реагировать на них будут не поодиночке, как раньше, а совместно. В подтверждение тому 11 марта правительства Беларуси, Российской Федерации и Казахстана принимают еще одно совместное заявление о недопустимости использования мер экономического давления либо принуждения.

По сути, речь идет о новом этапе развития геополитических отношений на постсоветском пространстве. Евросоюз и другие крупные геополитические игроки на Западе как минимум настороженно относятся к интеграционным процессам на Востоке, включая создание Евразийского союза. Причина понятна: никому не хочется иметь сильного конкурента в стратегическом регионе. В этих условиях для Беларуси, России и Казахстана чрезвычайно важно осознать общность политических, экономических и других интересов, поскольку противостоять внешним вызовам и угрозам в сложном постоянно меняющемся мире можно только совместно.

Политика двойных стандартов отчетливо проявляется и том случае, когда речь идет о проведении избирательных кампаний к востоку от Вены. «Мы не имеем права недооценивать стремление определенных сил за пределами государств СНГ дискредитировать выборы и референдумы в наших странах», – подчеркнула спикер Совета Федерации России Валентина Матвиенко. – При чтении некоторых отчетов создается впечатление, что целью миссии ОБСЕ было не составление объективной картины выборов, а показательная публичная трепка той или иной страны».

Именно поэтому Беларуси и России необходимо активнее продвигать  общие подходы по реформированию деятельности БДИПЧ ОБСЕ в части наблюдения за избирательными процессами. И здесь Казахстан тоже может значительно усилить наши позиции. К слову, Президент Нурсултан Назарбаев уже поставил вопрос о целесообразности приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы в Казахстан. По словам политолога Вадима Гигина, предвзятость некоторых структур ОБСЕ очевидна всем. Закономерен вопрос: зачем вообще нужна такая организация? Тем более что один из основополагающих принципов ее работы – нерушимость послевоенных границ – давно растоптан и забыт. Существующие в евразийском регионе объединения, такие как ОДКБ, ШОС, СНГ, представляют собой достаточную основу для создания новой региональной межгосударственной структуры, избавленной от неизлечимых болезней ОБСЕ.

К более тесному сближению наши страны подталкивает и сама международная ситуация. Судя по событиям в арабском мире, на Ближнем Востоке геополитический ландшафт меняется радикально. На примере Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии видно, что архитекторы нового передела мира рассчитывают на полное и окончательное мировое господство, не оглядываясь ни на какое международное право. «Последним рубежом на пути к этому господству является сильная и единая Россия, окруженная верными и решительными союзниками», – отмечает председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец. Отсюда и стремление американцев разместить в Европе систему противоракетной обороны. Предназначена она якобы для защиты от иранских ракет, но на самом деле эти радары могут ощутимо повлиять на обороноспособность Союзного государства и в любой момент создать реальную угрозу нападения. К этому тоже надо быть готовым, прежде всего совершенствуя военно-техническое сотрудничество наших стран и оснащая региональную группировку войск новейшими средствами вооружения и военной техники.  

Согласованные действия в области внешней политики будут способствовать дальнейшему укреплению внешнеполитического взаимодействия между Беларусью и Россией, защите интересов двух стран на международной арене, повышению их авторитета в мировой политике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter