Ездить быстро, но аккуратно, ориентироваться — мгновенно

Водитель должен каждый день доказывать свое мастерство

Водитель должен каждый день доказывать свое мастерство


Чем отличается работа шофера какой–нибудь гражданской организации от работы водителя–пограничника? Человек неискушенный разницы не увидит: оба крутят баранку, у обоих ненормированный рабочий день. Ан нет! Не всякий начальник свернет с ровного асфальта на лесную дорогу по служебным делам, а на границе водитель только по таким и ездит. На границе — нетронутая природа, человек в ее жизнь не вмешивается. Приграничный лес — это прекрасный уголок, где, кажется, время замедлило свой бег. Но красота заканчивается на обочине лесной дороги, которая — сплошь ямки и ямы, вода в колдобинах, а порой, если похозяйничают бобры, на пути можно встретить преграду в виде поваленного дерева. Приграничное бездорожье — это экстрим для начинающих водителей, коими и являются военнослужащие–«срочники».


— Всякое бывало, — вспоминает первые годы службы старший техник отдела пограничного контроля Брестской погрангруппы Александр Навазенко. — Иных лесных дорог на карте нет, а ехать нужно. Да и карту нет времени разворачивать. Бывало, выбегали на свет фар кабаны, зайцы. На 3–й заставе, помню, зубр вышел. Сигналить нельзя — зверь может повести себя неадекватно. Главное — вовремя затормозить, увернуться от удара, если животное выходит на дорогу.


Ездить пограничникам нужно быстро, ориентироваться — моментально. Александр Навазенко этому научился и после завершения срочной службы остался в погрангруппе по контракту. Теперь прапорщик Навазенко не просто водитель, а старший техник, он доставляет пограничные наряды к месту службы. Вместо юркого «уазика», которому любая дорога нипочем, — микроавтобус. Правда, чаще приходится ездить по асфальту, чем по бездорожью.


— Легче теперь? — интересуюсь у водителя.


— Нет. Я ведь несу ответственность за безопасность людей, за техническое состояние автомобиля, а также за своевременность прибытия наряда.


Проблесковых маячков у пограничных автомобилей нет. Только по номерам, которые у пограничников зеленые, отличишь машину в потоке других авто. Но преимуществ на дороге такие номера не дают.


— Пробки, хамство водителей — со всем случается сталкиваться. Но служба есть служба. Я знаю, что меня могут поднять среди ночи, я должен быстро собраться, быстро выехать. Всегда должен быть в форме, так как отвечаю за каждого из тех, кого везу. Я должен суметь устранить неполадку, если такое случится, — продолжает Александр.


— А как вы относитесь к акции «День без автомобиля»? — интересуюсь у пограничника. Мы общались накануне такого дня, который поддерживают многие водители, в том числе в нашей стране. Александр, оказалось, двумя руками «за». Однако на границе поставить на прикол все машины невозможно. Сегодняшняя граница без парка надежной техники — это нереально. Что ж, пару снимков для газеты — и Александр Навазенко отправляется в дорогу. Его время расписано до минуты.


Фото Дмитрия ДЕВЯТОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter