Езда по правилам

Беларусь собирается удалить с рынка «плохих» перевозчиков

В Беларуси планируется ввести обязательную сертификацию транспортно-экспедиционных услуг

В структуре ВВП страны доля услуг составляет менее 50 %, а вклад таких отраслей, как транспорт и связь, оценивается в 7,9 %. «Общими усилиями надо увеличить эту долю и довести ее до среднеевропейского уровня», — считает заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. По словам специалистов, возможности для этого есть. Например, белорусские экспедиторы и логисты полагают, что при устранении ряда ограничений объем предоставленных ими услуг вырастет даже не в разы, а на порядок. К слову, в прошлом году, как подсчитали в Ассоциации «БАМЭ», только компании, входящие в это объединение, заработали $ 1,35 млрд. Из всего объема услуг $ 389 млн. пришлись на транспортно-логистические, $ 956 млн. — на транспортно-экспедиционные.

Однако в ближайшее время участникам рынка предстоит не убирать барьеры, а, напротив, возводить их. Сегодня отрасль столкнулась с последствиями излишней либерализации рынка. Речь идет об отмене лицензий на транспортно-экспедиционную деятельность, что привело к появлению большого количества недобросовестных контрагентов. Ведь иного документа, подтверждающего правовой статус компании как профессионального игрока, законодательством не установлено. «Как следствие, утрачивается доверие к экспедиторам со стороны заказчиков, особенно зарубежных контрагентов, страдает имидж транспортно-экспедиционной отрасли республики», — поясняет председатель Ассоциации «БАМЭ», генеральный директор ОАО «Белмагистральавтотранс» Николай Горбель.

Чаще всего недобросовестные экспедиторы действуют по «традиционной» схеме: предлагают владельцу груза оказать услугу, например, за 100 рублей, затем продают ее перевозчику за 150. То есть изначально присутствует явный злой умысел. Получив с клиента оплату, они просто не рассчитываются с компанией, оказавшей услугу. Как правило, такие случаи связаны с перевозкой именно автомобильным транспортом. «Экспедитор — это лицо, ответственное за чужой груз, поэтому подход к их деятельности не может быть слишком либеральным. Ведь сегодня фактически любая компания, не имея ни соответствующей строки в уставе, ни опыта работы, может объявить себя экспедитором, — рассказала генеральный директор Ассоциации «БАМЭ» Елена Ильина. — А требования наших грузовладельцев на 80—90 % зависят от ценового фактора».

Обезопасить как потребителей, так и добросовестных игроков может введение обязательной сертификации транспортно-экспедиционных услуг для субъектов хозяйствования. Соответствующие изменения предлагается внести в Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Как сообщил начальник Управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем и лицензирования Минтранса Павел Божанов, проект документа может быть разработан уже в этом году и рассмотрен депутатами в 2013-м. «Мы не пытаемся ущемить интересы малого и среднего бизнеса, создать административные и иные барьеры, — добавил Николай Горбель. — В основе инициативы — необходимость формирования условий для прозрачности проведения операций на рынке, надежности и привлекательности его для грузовладельцев и других потребителей услуг».

Говоря о других аспектах регулирования рынка, Вячеслав Драгун обращает внимание на необходимость сокращения документооборота. Кроме того, после выработки стандартов для логистических центров оказалось, что в них прописаны слишком высокие требования. По этим двум направлениям идет корректировка законодательства. «Излишний документооборот на тех операциях, где его можно снизить, упростить или отменить, — это для нас действительно основная проблема, но она постепенно решается, — подтвердила заместитель директора ООО «Двадцать четыре» Алла Недосекина. — Мы рассчитываем максимально освободить нашего клиента от участия в процессе оформления различных бумаг».

По большому счету, цель любой компании, оказывающей транспортно-экспедиционные и логистические услуги, — сокращать издержки, снижая таким образом стоимость перевозимых товаров. Какова эффективность логистики в Беларуси? Эта информация, как подчеркивают специалисты, очень важна для потенциальных инвесторов в отрасль, в том числе зарубежных. В Минтрансе рассчитывают в этом году получить индекс эффективности логистики для республики, который определяют независимые эксперты Всемирного банка. Например, в 2010 году Беларусь занимала в рейтинге 74-ю строчку, а в прошлом по техническим причинам страна не была включена в этот список.

Тем не менее уже сегодня интерес инвесторов к участию в создании логистической «карты» Беларуси достаточно высок. «Радует тот факт, что национальные компании не дожидаются поступления средств из Европы или Азии, а приступают к реализации собственных инвестиционных проектов, — заметил замминистра торговли. — Эта ниша в Беларуси не заполнена: нам не хватает современной инфраструктуры, необходимой для оптимального товародвижения, сокращения издержек, которые несут резиденты и экспортеры». По информации Вячеслава Драгуна, из 39 участков под реализацию инвестиционных проектов, определенных программой развития логистической системы, 32 уже осваиваются. Кроме того, еще 15 объектов строится «за рамками» документа. В последние годы рынок растет достаточно быстрыми темпами, в том числе и с прицелом на «блага» интеграции. Правда, их пока можно оценивать только в будущем времени.

«Мы надеемся, что с созданием ЕЭП будут подвижки в лучшую сторону», — поясняет Николай Горбель. И здесь наиболее важны два момента. Во-первых, это отмена разрешительной системы перевозок грузов в/из третьих стран, которая явно не стимулирует развитие транспортно-логистической деятельности. В настоящее время транспортные ведомства Беларуси и России ведут переговоры по этому вопросу. И во-вторых, обсуждается возможность отмены принципа резидентства, что позволит белорусским компаниям проводить растаможивание российских грузов на территории нашей республики. Тема сложная и деликатная, поскольку борьба за грузы только обострится, и тут белорусы имеют шансы «обставить» своих конкурентов из России. Тем более что вопрос обсуждается не первый год и пока безрезультатно. Однако в Ассоциации «БАМЭ» оценивают перспективы его решения с оптимизмом. Снятие этих барьеров, как считают специалисты, могло бы дать сильный толчок развитию транспортно-логистической системы Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter