Сергей Саляманович: Юля Нестеренко могла стать даже многоборкой

Её называют «Белая молния»

Это было трогательно. С Юлей Нестеренко иначе и не бывает. С того самого момента, как в 2004–м она сенсационно выиграла стометровый олимпийский забег в Афинах, Юля радовала не только беспрецедентным спортивным результатом, но и какой–то совсем неспортивной человечностью. Для мира спорта (и особенно олимпийского спринта), где все завязано на результат и собственный успех, ее открытый характер, эмоционально переживавший любые жизненные передряги, был удивителен. Передряг за последние 13 лет на ее долю выпало с избытком. Она пыталась соответствовать обрушившимся на нее ожиданиям, возвращалась, падала и в который раз начинала все сначала.

Фото  РЕЙТЕР.

«Я знала, что слишком задержалась в спорте, но никак не могла уйти», — накануне в Бресте прозванная за свой афинский успех «Белой молнией» Нестеренко говорила сквозь слезы. А ее не оставляли в покое... А она, как всегда, старалась никого не обидеть и везде успеть...

Победа белоруски на Олимпиаде в Афинах, где она сенсационно выиграла финал на самой престижной — стометровой — дистанции, разделила белорусский спорт на «до» и «после». Теперь «после» наступает и для самой «Белой молнии», а мы, позвав на помощь первого тренера спортсменки Сергея Салямановича, вспоминаем самые яркие сюжеты ее спортивной и неспортивной жизни.

Фото  РЕЙТЕР.

Выделялась уже в детстве


— Моей мечтой всегда было увидеть свою ученицу на высшей ступени олимпийского пьедестала, и в Юле я с самого начала увидел этот потенциал. Спринтеры обычно достаточно эгоистичные и чересчур подверженные порывам и эмоциям люди с непростым характером. Нестеренко же была другой и брала старательностью и прилежностью. Хорошо училась в школе, за все время не пропустила ни одной тренировки. Даже когда мама пыталась отпросить ее, чтобы съездить на дачу, Юля все равно настаивала на своем и шла тренироваться.

Сергей Саляманович.

Рано повзрослела


— Юля занималась многими видами спорта. Хорошо каталась на коньках, неплохо плавала. У нее были очень спортивные родители, но, к сожалению, папа рано ушел — в 40 с небольшим лет умер прямо на волейбольной площадке. Тот период жизни стал для Юлиной семьи очень непростым, но во многом предопределил ее путь в спорте. Как ни крути, но на соревнованиях можно было хотя бы получить питание, экипировку... Мама, увидев в спорте шанс для дочери, согласилась отправить ее в интернат минского РЦОПа к Виктории Божедаровой.

Могла стать чемпионкой в прыжках в длину


— Мало кто знает, что еще во время занятий у меня Юля Нестеренко занималась прыжками в длину и делала очень серьезные успехи. В школьном возрасте выигрывала на соревнованиях оба вида программы, уже в пятом классе улетая за 4,30. У нас некоторые спортсменки–юниорки сегодня туда прыгают. Я не сомневаюсь, если бы Юля задалась такой целью и сосредоточилась на прыжках, она добилась бы очень серьезных успехов. Позже Божедарова пыталась сделать из Нестеренко многоборку — данные были отличные. Но Юле всегда очень нравилось бегать, при встречах она постоянно повторяла, что метания — не для нее, и, в конце концов, ушла–таки на короткие дистанции. Но подготовка, которую спортсменка прошла у Божедаровой, впоследствии дала ей феноменальную выносливость.

За 10.93 секунды Юлия домчалась  к золоту Афин.

Считалась неперспективной


— После окончания УОРа Юля Нестеренко оказалась фактически никому не нужна. Республиканские соревнования в том возрасте она не выигрывала, максимум была второй или третьей. Ее не то чтобы «списали», но явно не считали перспективной и не собирались помогать. Будь иначе, из Минска Нестеренко бы не отпустили. Но в итоге поступать Юля поехала в Брест, где ей фактически гарантировали место в университете и поддержку.

Помогла «разогнаться» Алине Талай


— Для белорусской атлетики афинская победа Юлии Нестеренко стала поворотным моментом. В 2004 году очень много родителей захотели увидеть своих детей на олимпийском пьедестале. Уверен, что и для нынешнего поколения спринтерш, которые в то время как раз делали первые неуверенные шаги на дорожках, успех Нестеренко помог определиться в жизни и поверить, что и нам можно выигрывать по–настоящему крупные соревнования. Из этого поколения в итоге выросли и Алина Талай, и ее нынешние преемницы — Эльвира Герман и Кристина Тимановская.

Проводит соревнования 


— Юле всегда очень нравилось общаться с детьми. Она часто проводила мастер–классы, никогда не отказывала в автографах и фотографиях. В своей же школе вот уже 11 лет подряд Юля проводит детские соревнования. В качестве призов или назначает денежные вознаграждения, или покупает какие–то подарки, вроде плееров. Но в любом случае эти турниры всегда проходят очень ярко и интересно.

Может стать хорошим тренером


— Вообще, из успешных спортсменов нечасто получаются сильные тренеры. Но Юля может оказаться исключением. У нее осталась недосказанность в спорте, но при этом она всегда отличалась аналитическим умом и скрупулезностью. Она очень аккуратно и досконально вела свои дневники и до сих пор их хранит. Всегда старалась узнавать что–то новое в методиках работы и, по большому счету, еще несколько лет назад могла идти тренировать. И, насколько я знаю, всегда подсказывает тренерам, которые не стесняются ее расспрашивать. Увы, большинство наших тренеров убеждены, что все знают, и редко соглашаются, чтобы их учили.

komashko@sb.by

Фото Вячеслава ПАТЫША.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter