Евро под прессом

О судьбе общеевропейской валюты

Ситуация на валютных рынках вроде стабилизировалась. Евросоюзу удалось отбить атаки на свою валюту. Правда, некоторые эксперты допускают, что затишье может закончиться, когда придет черед Испании расплачиваться по долгам. Спасти такую большую экономику будет гораздо сложнее, чем греческую. Тем более что главный спонсор Германия, точнее, ее налогоплательщики, не до конца уверены, что поступают правильно, поддерживая евро. Конституционный суд ФРГ завален жалобами против участия страны в программе стабилизации евро. Авторы последнего исследования, проведенного Центром европейской политики во Фрейбурге, утверждают, что это противоречит Основному Закону ФРГ.


В Германии не так давно прошли выборы президента, а если на секундочку предположить, что немцы могли также путем голосования выбирать себе валюту, то победа в тот день досталась бы... дойчемарке. Спустя 11 лет после введения евро 51 процент респондентов соответствующего соцопроса положительно ответили на вопрос, хотели ли бы они возвращения старой доброй марки. Конечно, к подобного рода исследованиям нужно подходить с пониманием (пониманием того, что раньше и сахар был слаще, и уксус кислее), однако это еще один факт в копилку пессимистических предсказаний о судьбе общеевропейской валюты.


После того как Евросоюз создал 750–миллиардный фонд «на всякий пожарный», позиции евро на финансовых рынках стабилизировались. Однако нельзя сказать, что ему теперь совсем ничего не угрожает. Когда Ангела Меркель убеждала депутатов бундестага принять ее план антикризисных мер, она использовала устрашающую фразу: «Рухнет евро — рухнет Европа». По ее логике единая Европа развалиться никак не может, следовательно, не исчезнет и единая валюта. Однако допущение такое она все–таки делает.


Нынешнее поколение европейских политиков слишком сильно вложилось в европейскую интеграцию, чтобы когда–либо отказаться от евро. По мнению американского лауреата Нобелевской премии по экономике Милтона Фридмана, то, что кажется гарантией существования валютного союза, на самом деле таит в себе большую опасность не только для него самого, но и для ЕС в целом: «Евро ввели не по экономическим, а по политическим причинам, потому что эта валюта является шагом к реализации мифа об объединенной Европе. Его воздействие будет противоположным тому, которого ожидают. Евро станет причиной конфликтов, которые лишь усугубят позиции политического союза... Деньги — это весьма серьезная вещь, чтобы доверять ее союзным банкирам».


Что же тогда является надежной гарантией благополучного существования евро?


Процветающая европейская экономика? Конечно, она, но сейчас кризис, и к тому же обнаружилось, что европейцы последние десятилетия живут не по средствам, тратят больше, чем зарабатывают. Берлин быстро перевоспитал остальные европейские столицы в духе немецкой рачительности, однако ощутимые результаты политика жесткой экономии принесет только через несколько лет.


В стабильности единой европейской валюты заинтересованы не только государства еврозоны, но и такие страны, как Китай, Саудовская Аравия и Россия, считает аналитик Deutsche Bank Николаус Хайнен. 28 процентов своих сбережений государства мира держат в евро, каждый из членов указанной тройки хранит в сейфе сотни миллиардов и сделает все возможное, чтобы не потерять эти деньги — читай, сохранить единую европейскую валюту.


Миру необходим евро хотя бы как противовес доллару, иначе американский печатный станок совершенно невозможно контролировать. Однако рано или поздно начнется поиск альтернатив, считает аналитик Deutsche Bank. Потенциальный конкурент европейской валюты — юань. «Если Пекин разрешит свободное движение капитала и свободный обменный курс, то евро не поздоровится, — прогнозирует Николаус Хайнен. — Странам еврозоны придется предпринимать значительные усилия, чтобы сохранить за своей денежной единицей статус второй по значимости резервной валюты после доллара».


В конечном итоге, что бы ни показывали опросы общественного мнения, евро спасут немцы. Их страна больше всего выиграла от введения в свое время единой валюты. Берлин больше других заинтересован, чтобы этот проект был «долгоиграющим». Несмотря на все проблемы еврозоны, в следующем году на евро перейдет Эстония.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter