Евгений Бушков впервые за 18 лет публично сыграл на скрипке

Евгений Бушков впервые за 18 лет публично сыграл на скрипке. И «виновата» в этом белорусский композитор Галина Горелова, посвятившая ему Концертино для дирижера с оркестром с красноречивым названием «Страдивари».


20 сентября мировой премьерой этой пьесы открылся первый концерт абонемента «Евгений Бушков приглашает…». Зал был набит битком, но никто из собравшихся, кроме Гореловой, даже предположить не мог, что их ждет такой сюрприз. 

Евгений Робертович в юные годы выиграл самые престижные музыкальные конкурсы мира. В 17 лет сенсационно победил на конкурсе имени Венявского в Познани. Три года спустя завоевал третью премию на Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе, а еще через год – вторую премию на конкурсе имени Чайковского в Москве. Первая премия тогда не присуждалась. Он гастролировал как скрипач на всех континентах, выступал на фестивалях в Монте-Карло, Кольмаре, Мадриде, был частым гостем на сцене Большого зала Московской консерватории, играл на скрипке Страдивари из Госколлекции СССР…


Кстати, в Белорусской филармонии он также выступал как скрипач.

– В Минск я приехал в первый раз, когда мне было 11 лет, –  рассказал он мне в одном из интервью. – Я тогда учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, и моя преподавательница Зинаида Григорьевна Гилельс любила Минск и проводила здесь свои классные вечера. Кроме того, мы ездили с обменными концертами от школы. Потом, уже будучи студентом консерватории, я сыграл один концерт с Минским камерным оркестром. Тогда еще был жив Юрий Цирюк, и остались очень хорошие воспоминания.

В 2000 году по каким-то своим причинам Евгений Бушков прекратил играть на скрипке и полностью сосредоточился на карьере дирижера. Он работает с оркестрами в разных уголках мира, ведет детские программы «Виртуозов Москвы», с невероятной фантазией и блеском руководит Государственным камерным оркестром Республики Беларусь. Для всех, кто его знает, он блистательный дирижер и фантастически яркий рассказчик.



И вдруг он выходит на сцену и заявляет: 

– Произведение, которое будет переживать сегодня мировую премьеру и с которого начинается наш юбилейный, 50-й сезон, написано Галиной Гореловой для дирижера с оркестром. Это предполагает, что именно дирижер должен исполнять скрипичные соло, которые есть в этой пьесе. Скажу вам честно, я давно не играл. Вот этот фрак, который сейчас на мне, никогда еще не соприкасался со скрипкой. Поэтому, с одной стороны, ощущение у меня чрезвычайно волнующее, а с другой стороны, очень домашнее и лиричное, потому что я играл на скрипке большую часть жизни, и мне приятно, что сегодня я снова прозвучу.

И он взял в руки скрипку и исполнил удивительной чистоты и пластичности соло. Для меня это было потрясением, буквально воскресение Лазаря.

Судя по громкости аплодисментов, публика вполне разделяла мои чувства. 

Да и сама пьеса – как бы в старинном стиле – оказалась на редкость хороша. Одна из слушательниц даже услышала в ней некий намек на «Дикую охоту короля Стаха».



– Галина Константиновна, как вы рискнули подвигнуть Евгения Бушкова на такой шаг? – спросила я Галину Горелову.

–  В канун своего пятидесятилетия Евгений Робертович попросил меня написать что-нибудь необычное для его юбилея. Время шло, наступили зимние каникулы – единственное время, когда я с моей консерваторской нагрузкой могу спокойно поработать. И тут мне пришла в голову мысль написать концертино, в котором дирижер будет не только дирижировать, но и играть на скрипке. Нужно ведь вернуть городу лауреата конкурса Чайковского!

–  Для меня он один из лучших скрипачей своего поколения.

– Он играл божественно! Но самая большая награда – то, что сказала мне его жена Ляля Бушкова: «Вы вернули мне скрипача!» Мечтаю о том, что мы будем слушать этого скрипача снова и снова.

Фото Александра ГОРБАША

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter