Евгений Бушков раскрыл тайну, какое белорусское сочинение готовится в рамках проекта «composer in residence»

Эту популярную в мире форму творческого сотрудничества Государственный камерный оркестр под руководством заслуженного артиста России Евгения Бушкова практикует с 2016 года.  «Штатный сочинитель» (так можно было бы перевести «composer in residence») из числа наиболее перспективных белорусских композиторов целый год трудится в тесном контакте с дирижером и оркестром.  В соавторстве с будущими исполнителями выбирается тема и жанр, выверяются все детали нарождающегося шедевра, и в итоге он звучит в одном из концертов оркестра.  


Это всегда захватывающий процесс, когда композитор приносит 12 или 13 частей сочинения и говорит: «Еще будет интермедия, я принесу ее на днях». И ты понимаешь, что это все создается прямо сейчас, на твоих глазах.  Как будто еще не обсохли чернила, которыми композитор пишет партитуру, хоть мы знаем, что он пишет ее на компьютере. Еще неделя – и готовое сочинение предстанет в полном звучании.  Это потрясающий момент!  – рассказывает Евгений Бушков. 

«Штатными композиторами» Государственного камерного оркестра уже успели побывать Константин Яськов, Галина Горелова, Любовь Кунейко.

Самое удачное, на мой взгляд, сочинение, написанное в рамках «composer in residence», – это мистерия Константина Яськова «Кросны Макоши». Ее мировая премьера состоялась на открытии сезона Государственного камерного оркестра Беларуси 20 сентября 2017 года. Двенадцать подлинных белорусских народных песен, собранных композитором в единую крепкую нить, глубоко и пронзительно связывают современность с седой стариной, с природой, с думами и чувствами простого человека на земле.  Круговорот времен года – словно прялка древнеславянской богини Макоши, которая мощной и мудрой рукой ткет прихотливую ткань человеческой судьбы.  

Три года назад о «Кроснах Макоши» очень мало знали, и это название мало кого привлекло. Но в Витебске и в других городах это сочинение прошло с триумфом. Настало время повторить его в Минске, – говорит Евгений Бушков. 

По всей вероятности, это случится уже в ноябре.  

Но главное, маэстро проговорился, что следующим «composer in residence» будет еще один белорусский композитор – Валерий Воронов.

Действительно, этим летом Евгений Робертович предложил мне написать произведение на тему Жанны д’Арк, – подтвердил в беседе со мной Валерий Воронов. – Я пока еще не приступал к сочинению этой пьесы, на мне висят два крупных симфонических заказа, времени катастрофически не хватает. Но надеюсь вскоре начать предметно думать. Мне бы хотелось посотрудничать в создании этой вещи с кем-то из белорусских поэтов.

Спрашиваю, будет ли это оратория, мистерия или кантата.

Нет, просто думаю использовать какие-то стихи, может быть, чтение, может быть пение… Это будет цикл или какое-то сквозное действие.  Хочется также использовать видео, задуманные специально для этого проекта. Надеюсь, что хватит сил.

Очень интересно будет рассказать о французской национальной героине белорусским музыкальным языком!  – предвкушает Евгений Бушков.

А пока в ожидании новых белорусских сочинений Государственный камерный оркестр успел поучаствовать в интереснейшем проекте – «Волшебный звук в кругу альтистов» заслуженной артистки Беларуси, обладателя медали Франциска Скорины Лючии Ластовки. Прозвучала английская музыка – такая близкая и такая далекая. 

Спасибо моему любимому оркестру, в котором я проработала 32 года, – говорит Лючия Леонардовна.

Сегодня на филармонической сцене блистают ее ученики. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter