"Поедут ли маршрутки?" Что изменится в работе перевозчиков со вступлением в силу нового законодательства

Это не шутки: поедут ли маршрутки?

Частные маршрутки пользуются популярностью. Быстро, недорого и в нужное время они доставляют пассажиров туда, куда государственные перевозчики порой ездят всего раз в неделю. Однако вступающие в силу изменения и дополнения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» маршрутчиков напугали: они заговорили о возрастании своих расходов и даже о рисках для их бизнеса. Корреспонденты «Республики» попытались разобраться, что изменится в работе частных перевозчиков и стоит ли волноваться пассажирам.


— Для пассажиров — ничего! — уверен Игорь Комаровский, заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания. — Изменения в законодательство внесены прежде всего в их интересах. Сегодня перевозчик чувствует себя свободно: он не связан никакими договорами, в лучшем случае — публичным, который возникает при оплате проезда. Но чтобы обеспечить интересы пассажиров, следует точно знать, по какому графику и каким маршрутом движется тот или иной перевозчик. Если маршрутка не будет придерживаться расписания или поедет другой дорогой, ее пассажиры могут опоздать на самолет, поезд, на работу, в конце концов. А предъявить претензии, получается, некому… Закон дает определенные права и полномочия регуляторам и, соответственно, накладывает обязанности на перевозчика.

До сих пор маршрутные поездки носили характер нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров. По новому закону их статус изменился. Отныне к нерегулярным перевозкам относятся лишь поездки в обычных такси да перемещения организованных групп, например к месту работы, учебы, в командировку, а также на экскурсию, свадьбу, похороны. 

— «Нерегулярщики», которые фактически выполняют регулярные рейсы, должны выйти из тени, — считает Игорь Сергеевич. — Если они хотят осуществлять перевозки по какому-то маршруту, следует направить предложение на конкурс, проводимый заказчиком или его оператором. Нужно также предоставить информацию о расписании движения. 

Водитель Дмитрий.
Пассажир Виталий.
Водитель Дмитрий. Диспетчер Алексей.
Некоторые маршрутчики четкого графика не имеют, а трогаются в путь после того, как наберут достаточное количество пассажиров. Но это удобно далеко не для всех. Иногда первому пассажиру приходится час ждать, пока маршрутка заполнится, а тем временем уйдут все автобусы…

Еще одно обязательное требование закона: начальный и конечный пункт движения должен быть как минимум на остановочном пункте, да и в пути следования пассажиры могут высаживаться только в специально предназначенных для этого местах — для их же безопасности и удобства. 

А что думают маршрутчики и пассажиры? 

На стоянке напротив железнодорожного вокзала несколько маршруток ожидают клиентов. Пять минут до отправления микроавтобуса Минск—Могилев. Просим диспетчера Алексея поделиться мнением о новых правилах:

— Я пока не знаю, что мы будем делать дальше. Работаем не один год, у нас много хороших отзывов и постоянных клиентов. Мы исправно платим налоги и за эту стоянку. На мой взгляд, все идет к тому, что хотят оставить только государственных перевозчиков. Хотят, чтобы мы привели на вокзалы своих пассажиров. А потом мы можем не выиграть конкурс и останемся ни с чем?


Недалеко от ТЦ «Галилео» — еще одно место отправления маршруток. Дмитрий уже два года возит пассажиров в Бобруйск и тоже недоволен новыми правилами:

— Пока мне понятно только то, что наших клиентов хотят привести на вокзал. Но при этом неизвестно, что будет дальше с нами — предпринимателями. Я не удивлен, что правила обновили, все к этому шло давно. Запрещали парковаться на Бобруйской, чтобы нам было все сложнее конкурировать с автовокзалом, а пассажирам труднее нас искать. Но спрос все равно велик: здесь все для комфорта клиентов. Останавливаемся там, где просят, можем подождать человека, если он на минуту опаздывает. Также пассажиры бесплатно могут бронировать место и менять время отъезда, пользоваться Wi-Fi и смотреть телевизор. Предлагают ли эти услуги государственные перевозчики?

Заглянули мы и на автовокзал. Готовится к отправлению маршрутка Минск—Ивенец. Отвлекли на минутку водителя Дмитрия своим вопросом. Он считает новые правила справедливыми:

— Так и должно быть. Почему я работаю честно, а кто-то нет? У нас здесь четкое расписание, разработан маршрут и определены остановки. Все, как и должно быть. При этом автомобили всегда новые, комфортные, чистые — наши пассажиры довольны. 

Что касается пассажиров, то для них главными факторами при выборе перевозчика являются удобное расписание, низкая цена и надежность автомобиля. Виталий пользуется услугами частных перевозчиков и объясняет почему:

— Цена ниже. Я часто спонтанно отправляюсь в командировки. Удобно, что могу позвонить в диспетчерскую или зайти в интернет и заказать маршрутку на ближайшее удобное для меня время, а в случае чего изменить бронирование или вовсе отменить его. Насколько я знаю, государственные автобусы и маршрутки из моего города ездят всего раз в день — мне такое не подходит. 

Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ

nevmer@mail.ru

Юлия МАТУЗОВА

matuzova@sb.by  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter