Есть только «и» между прошлым и будущим

Исподлобья
Как известно, первый список самых–самых составил еще в незапамятные времена Филон Византийский. В истории его имя и сохранилось благодаря сочинению «О семи чудесах света», хотя сегодня никому доподлинно не известно, кем был и чем занимался этот самый Филон. Собственно, чему тут удивляться, если даже его пресловутые «чудеса» не выдержали давления столетий, превратившись в прах и красивые легенды. Но одних эфемерных преданий человечеству мало, ему подавай фактуру поосновательнее, такую, чтобы на вид и на ощупь подтверждала его величие... А веду я к тому, что в гонку по возведению новых архитектурных чудес включились страны и континенты задолго до рождения пресловутого Филона и продолжают ее до сих пор, но определить новые безусловные «семь чудес» решили только сейчас.

Идея принадлежит бывшему гендиректору ЮНЕСКО Федерико Майору. Список новых артефактов человечества будет обнародован в первый день будущего 2007 года и станет результатом общемирового голосования в Интернете. К слову, всего лишь в первую неделю года наступившего проголосовали уже около 30 миллионов человек — видимо, все–таки нужное дело затеял г–н Майор. Среди претендентов на чудеса — статуя Свободы, Колизей, оперный театр в Сиднее, Эйфелева башня, Кремль... Принципиальное условие для конкурсантов — «дата рождения» до 2000 года. Но вот интересно, когда список «семи» будет окончательно утвержден, чем удовлетворятся амбиции зодчих нового тысячелетия? В Арабских Эмиратах, например, вот–вот достроят башню–отель высотой 800 метров, в Австралии возводят электростанцию, которая устремится ввысь на целый километр, а в Турции затеяли строительство корабля, рядом с которым «Титаник» выглядел бы детской игрушкой (в высоту — почти со статую Свободы, а в длину — больше Эйфелевой башни, от основания до шпиля, разумеется)... Впрочем, станут ли эти примеры вызова здравому смыслу кандидатами на звание чудес, время покажет. Хотя уже сегодня очевидно, что такого, конечно, не будет больше ни у кого.

Ничего похожего на нашу новую Национальную библиотеку в мире пока тоже нет. Сочетание здания смелой формы с его «начинкой» делают этот проект вполне конкурентоспособным на мировом рынке «чудес». Смотровая площадка, кафе–ресторан, залы международных встреч и переговоров для сооружений такого статуса, в принципе, в порядке вещей. Скоростная система доставки книг (телелифт) имеется пусть в считанных библиотеках мира, но международную общественность, пожалуй, этим также не удивишь. Зато книгохранилище, построенное по принципу термоса, — это наше абсолютное «ноу–хау», такого точно нет больше ни у кого. Теоретически книги в нем могут храниться вечно.

Лично для себя в разряд чудес я бы занесла еще и то, что почти все здесь создано силами белорусских инженеров и рабочих — от мобильных стеллажей, с которыми страна уже выходит на международный рынок, до того же телелифта, усовершенствованного белорусскими электронщиками. Все уже готово, настроено и проверяется на надежность. По словам директора библиотеки Романа Мотульского, в самые ближайшие дни (заметьте, не недели!) начнется беспрецедентное перемещение обширного книжного фонда весом в 2 тысячи 240 тонн в новое здание. И в мае первый читатель переступит порог своей новой библиотеки.

Но, как говорится, есть нюанс. Понятно, что интерьер и прочая внутренняя и наружная эстетика столь уникального здания должны соответствовать. И обилие конкурсов на эскизы художественных произведений, которыми предполагается его украсить, также вполне объяснимо — хочется ведь сделать все как можно лучше. А тем временем среди скульпторов и художников уже заметна легкая паника — пока ни одного договора с нашими творцами прекрасного так и не заключили. Понятно, творцы волнуются — времени на создание шедевров у них остается все меньше, а итоги конкурсов пока все еще в туманной перспективе. Требуется внести ясность...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter