Есть правда в ногах

Считается, что варикозная болезнь особо не выбирает...

Считается, что варикозная болезнь особо не выбирает. Сидячая или, наоборот, стоячая работа, упорные тренировки или, напротив, «обломовский» стиль жизни, беременность, наследственность, гормональные препараты — сколько же «дорожек», ведущих к этому диагнозу, причем независимо от пола! Однако Ирину СТАРОСВЕТСКУЮ, заведующую хирургическим отделением поликлиники Республиканского клинического медицинского центра Управления делами Президента, вопросами засыпали почему–то именно женщины. И не столько из своего вечного стремления к совершенству. У многих болезнь дошла до такой черты, что уже ничто не в радость. И все равно, убеждена Ирина Станиславовна, нужно продолжать бороться. Как? Самые показательные и поучительные места из ее диалога с читателями мы предлагаем сегодня вашему вниманию.


Дело в венах?


— Здравствуйте, доктор! Беспокоит вас Тамара Павловна из Минска. Мне 76 лет. О том, что у меня варикоз, узнала, когда появились звездочки. Прописали мне троксевазин, теперь вот пентоксифиллин принимаю больше года, но... Все хуже и хуже. А у меня к тому же еще и ИБС, приступы и стенокардии бывали, и мерцательной аритмии. Можно ли вообще сочетать средства от варикоза с сердечными (аспаркамом, например)?


— Можно и даже нужно, если речь идет о венотониках. Противопоказаний к приему этих препаратов обычно нет, они хорошо переносятся. Но прежде нужно уточнить диагноз, еще раз проконсультироваться у лечащего врача. Мы ведь судим, насколько эффективны назначенные лекарства, по динамике.


— Боль терпеть иногда невозможно!


— Тамара Павловна, далеко не всегда боли в ногах связаны с варикозной болезнью. И сосудистые звездочки — это вовсе не обязательно варикоз, в вашем возрасте они могут быть проявлением аллергии, следствием длительного приема определенных препаратов и образа жизни. Я допускаю, что ваши боли другой природы. Поэтому посоветовала бы вам сделать УЗИ, и не просто вен, а сосудов. И потом вместе с врачом определяться с тактикой лечения.


— Скажите, ведь не в каждой поликлинике есть врачи вашей специальности?


— Если вы имеете в виду врачей–флебологов, то в номенклатуре нашей системы здравоохранения их нет вообще. Мы выделились в особую группу больше как любители. Обычно же такими вопросами занимаются хирурги, серьезной патологией — сосудистые хирурги.


— Алло! Подскажите, что мне делать в мои 80 лет: сильно беспокоят судороги, левая нога онемела от ступни до колена.


— Какого цвета кожные покровы на этой ноге?


— Обычного.


— Похоже, причина здесь не в венах, а в артериях. Дело в том, что после 70 лет артерии начинают стареть, если процесс идет очень быстро, то развивается облитерирующий атеросклероз. Картина, которую вы описываете, очень похожа на его симптоматику. Поэтому надо, чтобы хирург посмотрел целенаправленно именно артерии ног.


— Я делала РВГ!


— Реовазограмма (своего рода «запись» работы артерий, в меньшей степени — вен) — не очень современный метод исследования, он только дает намек на то, что надо обследоваться дальше. Лучше сделайте УЗИ. А опытный хирург иногда и просто пальцами может определить, какова пульсация на периферических артериях.


— Минск? Ой, доктор, печет нога! В 1993 году мне вены удаляли, а сейчас варикоз, проклятый, вернулся.


— Вообще, рецидив не страшен. По мировым данным, в 70 — 80 процентах случаев варикозная болезнь возвращается. Но с ней можно продолжать бороться. Но, знаете, я совсем не уверена, что дело в варикозе. Заболевание артерий у вас есть?


— Да, сужение артерий в мозговом канале.


— Вот в этом, скорее всего, и объяснение! Вены, как правило, болят другой болью — ноющей, вы ощущаете тяжесть, распирание. Но это не похоже и на острый тромбофлебит, тогда кожа над поверхностными венами воспаляется, образуется плотный тяж, подскакивает температура.


Индивидуальный подвох


— Ирина Станиславовна, я сама медик. Скажите как коллега коллеге: чему вы отдаете предпочтение — детралексу или флебодии? Собираюсь на операцию...


— Оба препарата хороши. В арсенале врачей они находятся уже с десяток лет. Но вы же сами понимаете: от однократного приема толка не будет. Такие препараты–флеботоники надо принимать пожизненно, курсами, 2 раза в год. Некоторые пациенты идут по такому пути: принимают детралекс, через полгода — флебодию, потом опять возвращаются к детралексу и т.д. Что кому больше нравится. Все очень индивидуально. Но доказательная медицина детралекс ставит несколько выше. И если вы готовитесь к операции, я бы вам посоветовала уже начинать его принимать, потому что благодаря ему очень быстро уходят послеоперационные отеки.


— А какие чулки купить?


— Конечно, лучше те, где максимальное количество натуральных нитей. Не так важно, компрессионный трикотаж какой фирмы–производителя вы купите для начала. Ведь рано или поздно он независимо от степени прочности приходит в негодность. Главное, чтобы чулки (колготки) были правильно подобраны. Мой совет: если продавец вас спрашивает только рост и вес, смело разворачивайтесь и уходите. Это в корне неправильный подход. Правильный — это когда делают в нескольких местах замеры голени и бедра и потом по определенной сетке подыскивают нужный размер. Второй важный момент — это определить степень компрессии, что может сделать только лечащий врач. Давление, создаваемое изделием, максимально на уровне лодыжки и убывает по направлению к верхней части бедра, нормализуя тем самым отток венозной крови. Имейте в виду, что люди за 60, у которых к варикозной болезни уже присоединился и атеросклероз, не могут носить, к примеру, второй класс компрессии.


— Слуцкий район на проводе! У меня такая беда: «гроздь» варикозная висит около колена плюс артроз коленного сустава. Чуть плотнее забинтую ногу, она вообще начинает мертветь.


— Сколько вам лет?


— 54.


— Возраст у вас достаточно молодой, чтобы делать операцию. Мы оперируем широко до 70. Но нужно решить, убирать ли только «гроздь» или всю вену. Поэтому первое: надо проконсультироваться у сосудистого хирурга или просто у знающего хирурга. Второе: сделать УЗИ сосудов нижних конечностей. Проблема в том, что у вас сочетание двух патологий. Одна другую провоцирует. Болит сустав — нужно его лечить, в основном при помощи физиотерапии. А вам не могут ее назначить в полной мере, потому что есть варикозная болезнь. Что хорошо для сустава, то может быть противопоказано для вашей вены. С годами ситуация может только усугубляться, «гроздь» — увеличиваться, воспаляться, так недалеко и до тромбофлебита. Будет прогрессировать и артроз. Поэтому обязательно идите на операцию!


— «Прямая линия»? Из Лельчицкого района вас беспокоят. Мария, мне всего 46, а на левой ноге открытая трофическая язва. На правой вены уже удаляли. Не хочу ехать в район. Как мне справиться без медицинской помощи?


— Мария, язва — это симптом выраженной венозной недостаточности, проявление вашего основного заболевания. Далеко не всегда удается снять симптом, если остается болезнь. Вероятно, надо поступить так, как и в случае с правой ногой: лечь в стационар, обследоваться, подлечиться, сделать операцию. Пока же посоветуйтесь с лечащим врачом, каким антисептиком лучше обрабатывать рану. В таких случаях обязательно проводится бактериологическое исследование отделяемого из язвы, иногда и биопсия, а препараты назначаются прежде всего на основе подтвержденной чувствительности к ним микрофлоры и с учетом фазы язвенного процесса. Потом, обязательно бинтуйте ногу эластичным бинтом, укрыв язву стерильными салфетками.


— Это еще зачем?


— Вы тем самым будете помогать крови подниматься вверх, а ведь трофическая язва — это не что иное, как результат венозного застоя. Лечение должно быть комплексным. Из таблеток я рекомендовала бы вам флеботоники (детралекс, флебодиа, троксерутин, троксевазин, анавенол). Пить их нужно долго, 2 — 4 месяца подряд. Плюс препараты, которые применяются при заболеваниях артерий: трентал, пентоксифиллин и др.


— А мазь какую мне выбрать?


— Местное лечение зависит от состояния язвы, фазы ее развития. Вначале нужно очистить дно язвы, для этого назначают раствор хлоргексидина, димексида, протеолитические ферменты. Для заживления применяют такие мази, как ируксол, препараты, содержащие нитрат серебра, солкосерил. При выраженном воспалительном процессе — левомеколь, куриозин и др. Помните, часто язва не любит мазевые повязки и отвечает на них сильным обострением. Отвары из ромашки, чистотела в малых концентрациях, раствор марганцовки, бриллиантовой зелени и т.д. — тоже варианты. Однако отдавайте себе отчет: вы залечите трофическую язву лишь ненадолго, если у вас венозная система не в порядке. Без комплексного лечения вряд ли сами справитесь. Заживление трофических язв — головная боль для медиков всего мира.


Лазер вам поможет


— У меня сеточка на ногах. Насколько это опасно?


— Сосудистые звездочки — больше косметический дефект. Более того, только в 50 процентах случаев они — предвестники варикозной болезни. Но если вы следите за своими ногами, хотите, чтобы они были красивые и изящные, можно сделать чрезкожную лазерную коагуляцию. Подходит и метод склеротерапии. Эти операции проводятся в коммерческих центрах. Но все–таки прежде обратитесь к хирургу, чтобы исключить варикозную болезнь. Имеет смысл и попринимать флеботоники — эти препараты приводят в тонус венозную стенку. Пропейте курс в 30 — 40 дней, понаблюдайте: если сеточка побледнела, значит, это ваш препарат и желательно периодически его принимать.


— Я из Гомеля звоню. Мне подруга рассказывала, что в Латвии при варикозной болезни делают лазерную операцию под контролем УЗИ: не удаляя вены, а склеивая их, потом шлифуют швы. Ноги становятся просто идеальные. Почему у нас нет такого?


— Странно, что про Латвию вы все знаете, но не про свою страну. В нашем центре такие операции, лазерокоагуляции, делаются еще с 2007 года. Сейчас их освоил и целый ряд других клиник. Но поверьте мне, нет ни одной методики в мире, которая бы всем пациентам давала гарантию, что варикозная болезнь ушла навсегда. Все зависит от индивидуальных особенностей венозной системы. Да, эта операция менее травматичная, но и дорогая.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter