Беларусь активизировала процесс вступления во Всемирную торговую организацию

Есть ли жизнь в ВТО?

Беларусь активизировала процесс вступления во Всемирную торговую организацию, в которой Россия состоит с 2012 года. Депутаты Парламентского Собрания и эксперты «СВ» рассуждают, что дало Москве членство в международном «клубе», и что ждать Минску.

ВТО заставляет делить аграрные регионы на благоприятные и неблагоприятные.  Если для сельского хозяйства условия хорошие, то господдержка должна быть минимальной.
БЕЛТА

ОБЕЩАННОГО 18 ЛЕТ ЖДУТ

Белорусские власти начали переговоры с ВТО еще в 1993 году. Долго принимать новичков – нормальная практика для организации. Россия, например, вступала в нее 18 лет. В 2016 году Евросоюз отменил санкции в отношении Беларуси, и Минск решил активизировать процесс: в штаб-квартире ВТО в Женеве прошло уже несколько заседаний рабочей группы, и властям выдали пошаговую инструкцию, как привести свои нормативы к международным стандартам торговли. Следующий этап запланирован на вторую половину 2017 года.

– Вступление в ВТО – большая внутригосударственная работа, требующая выверенного подхода, обеспечивающего развитие секторов национальной экономики и сохранение социальной стабильности, – подчеркнул первый заместитель министра иностранных дел Беларуси  Андрей Евдоченко.

Страны стремятся войти в ВТО из-за возможности нарастить экспорт и выйти на новые рынки. Но вместе с тем они обязываются пускать на свои прилавки иностранные товары, что не всегда устраивает местных производителей.

ВСЕМИ ПЛЮСАМИ ЕЩЕ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ

В России, которая уже четыре года живет по правилам организации, успели оценить плюсы и минусы, которые дает членство.

– Возможно, это прозвучит неожиданно, но после присоединения к ВТО лучше всех дела пошли в сельском хозяйстве, а ведь именно агробизнес с большой опаской относился к этому процессу, – рассказал «СВ» директор Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития России Максим Медведков. Именно он руководил российской делегацией на переговорах по вступлению в организацию. – Благодаря ВТО мы критически посмотрели на политику в сфере сельского хозяйства, изменили методы господдержки, систему маркетинга продукции. В итоге Россия становится крупным экспортером продовольствия.

ВТО – одна из крупнейших переговорных площадок в мировой экономике, и Россия пытается использовать ее потенциал. В прошлом году благодаря активной работе российской делегации организация ввела запрет на ряд антиконкурентных мер в продовольственной сфере, главная из которых – экспортные субсидии. Это решение позволит выровнять условия для российских и иностранных производителей.

Тем не менее в России все громче слышны голоса сторонников выхода из ВТО, ссылаясь на то, что членство в организации не уберегло страну от санкций со стороны Запада. Правда, официально этот вопрос не рассматривается.

– Отбросим в сторону эмоции. Что мы теоретически получим от выхода? Право неограниченного субсидирования экономики. Но, чтобы воспользоваться им, нужны деньги. Пока мы в полной мере даже не воспользовались всеми возможностями ВТО, – считает М. Медведков.

ЕВРАЗИЙСКИЙ АСПЕКТ

Эксперты уверяют, что вступление Беларуси в ВТО придаст новый импульс интеграции в рамках ЕАЭС. Остальные участники уже вошли в ВТО: Кыргызстан сделал это еще в 1998 году, Армения – в 2003-м, Казахстан – в 2015-м.

– Мы сможем окончательно урегулировать отношения внутри Евразийского экономического союза, у всех будут равные права и обязательства. Это принципиально важно для его развития, – убежден Максим Медведков. – Сможем начать переговоры с ВТО как союз, который проводит единую торговую политику.

Приветствуют активизацию переговоров Минска и Женевы и в Евразийской экономической комиссии.

– Стоит отметить, что Беларусь, будучи участником Евразийского экономического союза, уже в значительной степени выполняет все нормы и правила всемирной организации, – прокомментировала ситуацию министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая.

ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ К РЕФОРМАМ

Заведующий кафедрой инновационной экономики Международного университета «МИТСО» Вячеслав Ярошевич уверен, что Беларусь сможет конкурировать на международном рынке:

– Беларусь уже давно работает по правилам ВТО и парт-неров у нас больше 170. Только ключевых около десяти, в том числе и Китай. Импорта и без ВТО достаточно. Поэтому говорить, что вступление может угробить нашу промышленность, я не стал бы.

Но торопиться не надо, сначала стоит внимательно изучить документы и условия вступления, особенно касающиеся гос-поддержки самых уязвимых секторов: сельского хозяйства, машиностроения, легкой промышленности. Членство – не панацея для решения текущих проблем, а шаг к повышению конкурентоспособности, возможность увеличить объем поставок продукции текстильной промышленности, калийных удобрений и другого.

Также улучшаются политический и имиджевый аспекты. Лет шесть назад я общался в Брюсселе с представителями Еврокомиссии, которые говорили, что вступление в ВТО – это, по сути, тест на готовность Беларуси к структурным реформам.

СЛОВО ДЕПУТАТАМ

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ РОСТА ЭКОНОМИКИ

Николай Арефьев, член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:

– ВТО настаивает на снижении ввозных и вывозных таможенных пошлин, в том числе на энергоресурсы. Подумайте, кто выигрывает от такой политики? В организации регулируют не только отпускные цены, но и виды продукции, которые можно производить. Есть квоты на товары, по которым мы имеем право делать поставки на мировой рынок. Существуют и прямые запреты на экспорт. Все это ограничивает рост экономики.

Еще один момент: у России на начальном этапе просто не оказалось такого числа юристов, которые знали бы законы и правила организации, необходимые для работы на международных судебных процессах. В первые годы членства из-за этого мы потеряли огромные деньги. Хотелось бы, чтобы белорусы не повторяли наших ошибок.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ – ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ БИЗНЕСА

Александр Козловский, член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту:

– Я как производственник сомневаюсь в эффективности ВТО. Главный ее недостаток в том, что она не подстраивается под особенности своих новых членов – это они обязаны принимать установленные правила игры. Думаю, сначала государство должно создать для своих компаний, бизнеса, сельхозпроизводителей, кредитных организаций условия, которые позволят им адаптироваться к работе на внешнем рынке, а потом уже открыть свой.

В России есть программы импортозамещения, поддержки экспорта, инноваций. Но этого мало. У любого государства должен быть мощный инструмент, чтобы лоббировать интересы отечественных компаний за рубежом. В СССР были торговые представительства. Они использовали свое влияние для продвижения продукции на внешний рынок. Протекционизм, как показала практика, – самая полезная модель для бизнеса любой страны, хотя официально его в ВТО якобы нет.

СПРАВКА «СВ»

Всемирная торговая организация – международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность стран-участниц. Контролирует выполнение торговых соглашений между странами-участницами, организует и обеспечивает переговоры, разрешает торговые споры. Сейчас в ВТО входит 161 страна.

Наталья Долгушина, Дмитрий Козуров

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter