Если с учителем повезло…

Сельские студенты лучше городских знают испанский, немецкий, белорусский и географию

В студенческие годы мне казалось, что выпускников сельских школ в вузах очень мало. Понимаю, тогда мое представление об основной массе студентов было ошибочным. Но сегодня выходцы из малых городов и сел становятся студентами еще чаще. Более того, они демонстрируют достойный уровень знаний. Достаточно сказать, что средний балл по испанскому, немецкому, белорусскому языкам и географии на централизованном тестировании минувшего года у сельчан был выше, чем у горожан. По-моему, впечатляет.

За время работы в журналистике мне приходилось видеть много школ – слабых, хороших и очень хороших. В крупных, малых городах и деревнях. Впечатления, конечно же, остались самые разные. Но можно сказать одно: многие учебные заведения на селе дадут фору городским. Например, спортивная база молодой школы, что в деревне Озерцо Минского района, считается одной из лучших не только в районе, но и области! Кстати, в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села за 2005—2008 годы было построено и отремонтировано более 1,5 тысячи школ, потрачено свыше 500 млрд. рублей.

Но дело ведь не только в современных площадях и классах. Этого будет недостаточно, если не стоят у руля люди, влюбленные в свое дело. Такие, как, например, директор Богушевичского УПК детский сад — средняя школа Александр Лусто. Именно благодаря энергии этого человека школа стала не просто вторым домом для учеников, но и эколого-эстетическим, спортивным центром для всей деревни. Школа, где даже по выходным открыт спортивный зал, ввела моду на здоровый образ жизни. И на ландшафтный дизайн, яркий образчик которого – прямо во дворе школы. А еще здесь работают прекрасные учителя. Такие, как руководитель кружка по фитодизайну Елена Борель. Оттого, видимо, здесь даже самые отстающие ребята могут самореализоваться. «Плохих детей нет, — убеждена она. — Надо помочь им раскрыться».

Со школьных лет помню: любимый предмет у большинства ребят тот, преподаватель которого смог найти ключик к детским сердцам. Это оказалось под силу преподавателю белорусского языка и литературы СШ № 2 г.п. Россь Волковысского района Тамаре Сидоркевич. Кстати, за годы работы она подготовила немало победителей олимпиад разных уровней, посеяла в сердца всех своих воспитанников ростки доброго и вечного. Увлекла любимым предметом, и не только учеников. Некоторые перечитывают Короткевича, Мележа, Шамякина семьями! Понятно, что далеко не все идут по стопам любимого педагога, но не это для нее главное. «Важно, чтобы у них оставалась та любовь, которую я стараюсь им привить, — говорит она, — к языку, родному краю. Если у ребят, кем бы они ни стали, а я уверена, что они станут хорошими и порядочными людьми, будет гордость за свой край, свою семью, для меня это высшая благодарность!»

Конечно, в малом городе, деревне любой человек как на ладони. Да и внимания каждому ученику в школе, где, как известно, классы не такие многочисленные, как в городе, достается больше. Но основную роль в сильной подготовке ребят, мне кажется, играют все же именно увлеченные люди, чудаки, как их в одной из бесед назвал руководитель кружка информатики Березинского образовательного интеллектуального центра Игорь Чернушевич. Кстати, он и сам из таких. Ищет таланты, воспитывает олимпиадников. «Если на первом месте стоит заработок, то результатов не будет, — говорит он. — На чудаках держался и держится мир. Если они есть, вокруг них всегда будут талантливые ребята».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter