Если больна семья, болеет и общество

Каждая семья – это свой мир, который при неверном подходе может обернуться войной. Сегодня много неблагополучных семей, много разводов. Жертвами ситуации в любом случае становятся дети. Так что же происходит с институтом семьи?

Каждая семья – это свой мир, который при неверном подходе может обернуться войной. Сегодня много неблагополучных семей, много разводов. Жертвами ситуации в любом случае становятся дети. Так что же происходит с институтом семьи?

Многие проблемы происходят оттого, что рядом вовремя не оказался специалист, оттого, что родителей в свое время не научили некоторым семейным премудростям. Конечно, в хорошей семье ребенок автоматически впитывает навыки организации быта, выхода из конфликтных ситуаций, учится проявлять любовь, заботу, прощать близким промахи и недостатки. Но, по мнению начальника отдела ЗАГС Жодинского горисполкома, заместителя председателя Минского областного координационного совета по работе с семьей Нелли Ксеневич, которая преподает авторский курс  «Семьеведение» свыше 20 лет, реальность такова, что даже в такой семье ребенок получает мощную, но единственную модель поведения и строит свои взрослые отношения по ней. Хорошо, если модели супругов совпадают, а если нет? В одной семье противоречия разрешают спокойно, а в другой покричат, зато потом обнимутся и любят друг друга сильнее, чем прежде. Где-то лидером была мама, а где-то папа, у кого-то бытовые заботы делились поровну, а у кого-то быт брал на себя только один родитель. Совмещение семейных сценариев, даже если они позитивные, — задача очень непростая, и многие молодые семьи с хорошим потенциалом распадаются, разбившись именно об эти пороги. 

А ведь немного специальных знаний – и развода можно было бы избежать. Но момент получения этих знаний упущен. Детям, выросшим на негативном семейном опыте, приходится в жизни еще сложнее, нередко они просто его воспроизводят. Ребенок может очень жалеть несчастную мать и осуждать отца-алкоголика, но, попав в стрессовую ситуацию, сам начинает решать проблемы с помощью спиртного. Дочери одиноких матерей значительно чаще  рождают внебрачных детей. Дети, выросшие в разведенных семьях, очень легко решаются на свой собственный развод. Воспитанники детских домов, став взрослыми, достаточно часто отдают своих собственных детей в интернаты. Учитывая современный уровень разводов и тот факт, что каждый пятый ребенок рождается в неполной семье, рассчитывать на то, что дети получат необходимые для стабильной семейной жизни знания в своей родной семье, не приходится. 

Впрочем, попытки готовить детей к семейной жизни уже предпринимались. Даже в далекие семидесятые годы в школах устраивались классные часы с разговорами о любви и дружбе и время от времени в школу приглашались врачи-гинекологи на таинственную лекцию «только для девочек». Позже была предпринята широкомасштабная попытка ввести факультатив «Этика и психология семейной жизни», которая завершилась неудачей. Не то чтобы программы были плохими, литературу при большом желании отыскать тоже можно было, но предмет сочли столь несерьезным, что стали давать его в нагрузку любому учителю, которому не хватало часов. Результат не замедлил сказаться, и потихоньку возобладало мнение, что задача школы – подготовить к социальной жизни, а семейным премудростям пусть семья учит. 

Теперь к этому разговору вернулись снова. Но одним росчерком пера в школах подготовку к семейной жизни не введешь — есть серьезные сложности. Первая — кадровая. Кто будет готовить и преподавать спецкурсы? Как минимум, это должен быть человек, владеющий современными психологическими знаниями и методиками игрового преподавания, успешный в собственной семейной жизни, умеющий работать с разнообразной литературой, а не по готовым учебникам. Можно и нужно привлекать непедагогов для ведения семейных спецкурсов. Это могут  быть работники загсов, психологи, библиотекари.  

Вторая серьезная проблема — состав учащихся. Как правило, знаниями, необходимыми для семейной жизни, интересуются девочки из семей, в которых сформировано понятие ценности надежного дома. Ребята, с детства лишенные домашнего тепла, не стремятся получать знания на семьеведческих спецкурсах. Дети группы риска активно экспериментируют в сексуальной сфере, рано создают семьи, разводятся, повторяют ошибки своих родителей, и в их семьях снова появляются дети группы риска. Нужна очень квалифицированная индивидуальная работа по привлечению их на психологические факультативы. Здесь серьезную помощь могли бы оказать СМИ. 

А что можно посоветовать тем, кто уже создал семью? Не стесняйтесь обращаться к специалистам, которые могут оказать действенную помощь. Ведь если больна семья, болеет и все общество. 

Сегодня члены координационного совета видят первоочередную задачу в духовно-нравственном воспитании наших детей, выработке у подростков навыков культуры семейных взаимоотношений, бережного и ответственного отношения к будущим детям, работе с молодыми семейными парами. Именно с этой целью объявлен конкурс на лучшую организацию работы с семьей среди общеобразовательных учреждений  регионов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter