Как же реагировать на новые процессы в ЕС нам в Беларуси

ЕС вписался в правый поворот

Долгое время в экспертных кругах стран Запада и вторящей им либеральной общественности считалось хорошим тоном осуждение британского Brexit как некой спекуляции популистов на тьме кромешной, царящей в головах у простого народа Соединенного Королевства. Не сумев осознать глубинных причин происходящего, они просто превратили глас народа — Vox populi — в ругательное слово «популизм».


Между тем недавнее голосование в палате общин британского парламента указывает на то, что не все так просто. Депутаты абсолютным большинством одобрили приведение в действие статьи 50 Лиссабонского договора о порядке выхода страны из Евросоюза. Таким образом, получается, что либо большинство британских парламентариев, представляющих традиционные партии, являются недалекими популистами, либо никакого популизма нет и не было в помине, а Brexit — осознанный правый поворот истеблишмента Великобритании?

Внимательно рассматривая современный политический ландшафт евроатлантической цивилизации, невольно склоняешься ко второму варианту. В общем, снова «призрак бродит по Европе», однако это уже давно не призрак коммунизма. Левые и либеральные идеи сейчас, наоборот, пядь за пядью сдают свои позиции, революция сейчас надвигается справа. Эта революционность состоит в том, что население стран Запада устало только от одной «правды», которая к тому же стала неоспоримой догмой в лучших традициях тоталитаризма. Увы, но в последние 20 — 30 лет идеи классического либерализма были фактически доведены до абсурда. Попрание христианских традиций и прав коренного населения под соусом «толерантности» и мультикультурализма, ущемление национальных интересов под вывеской глобализации, дискредитация семейных ценностей под лозунгами так называемого гендерного равенства — в общем, было сделано все возможное для дискредитации так называемых европейских ценностей в глазах широких масс.

Протестные настроения против такого «мирового порядка» со временем все больше разрастались и зачастую имели выход как в форме ультраправого экстремизма, так и исламского терроризма, ставшего бичом западного мира. Эти две формы радикального политического поведения не только создают в своей совокупности общую картину нестабильности, но еще, в силу конкуренции, стимулируют взаимный рост и развитие. Недаром наиболее опасным явлением в исламистском подполье признаются так называемые неофиты — представители коренных европейских народов, осознанно перешедшие в ислам для борьбы с «несправедливым» нео-либеральным мироустройством. Многие аналитики утверждают, что Западная Европа уже стоит на пороге гражданской войны, и динамика террористической активности последних лет это только подтверждает.

Таким образом, риск потери контроля над политическими процессами для правящей элиты стран Запада высок как никогда. Соответственно, необходимо оперативно менять определенные принципы общественного развития, руководствуясь проверенной формулой о том, что «если протест нельзя победить, то его нужно возглавить». Поэтому представляется, что те политические силы, которые у нас принято называть несистемными, как раз таки являются абсолютно системными, а их риторика вовсе не популизм, а изучение общественного мнения в полевых условиях, попытка понять, как далеко готовы зайти люди в своих требованиях преобразований.

Очевидно, что западный мир переживает своего рода консервативный разворот, свидетельством чему являются и победа Трампа в США, и британский Brexit, и высокие рейтинги правых политиков практически во всех странах Западной Европы. Если же говорить о другой части ЕС — Центральной Европе, то здесь уже давно складывается своего рода «правый блок» на основе союза государств «Вышеградской четверки», где в Польше и Венгрии у власти находятся правые партии, контролирующие как правительство, так и парламент.

При этом нельзя спешить с прогнозами относительно будущего образа мира в случае «правого поворота». Надо понимать, что нынешняя мода на консерватизм — это в первую очередь реакция политикоформирующих кругов на внутренний запрос общества. Что же касается внешней политики, то думается, что, несмотря на отдельные радикальные заявления, евроатлантическое сообщество в перспективе все же сохранит свое единство в военно–политическом плане. Европейскому союзу, конечно, придется пережить некоторую дезинтеграцию, а США вынудят Европу оплачивать свою безопасность в рамках НАТО. Однако в целом Запад как цивилизационная общность, естественно, никуда не исчезнет и не распадется, но внутренняя ценностная повестка серьезно изменится.

Как же реагировать на новые процессы в ЕС нам в Беларуси? Напрямую они нас не касаются, но нельзя сказать, что наше государство является здесь абсолютно сторонним наблюдателем. Именно в контексте общеевропейской политики соседства мы реализуем со странами ЕС очень много нужных и полезных проектов. И думается, на благо всем это общее сотрудничество надо продолжать. Единая Европа строится на взаимном интересе, и в этом ее будущее.

Советская Белоруссия № 32 (25167). Четверг, 16 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter