Эпохе дешевой еды приходит конец

Рост мировых цен на продовольствие может увеличить выручку от белорусских экспортных поставок

В нашей стране внимательно следят за изменением мировых цен на продовольствие, поскольку от этого во многом зависят показатели экспорта. О необходимости отслеживать ситуацию, искать новые рынки сбыта, диверсифицируя экспорт, не раз говорил Президент. Логика проста: продовольствие — стратегический продукт, и сегодня главное — хорошо зарекомендовать себя на международной арене и предложить зарубежным партнерам высококачественный товар по приемлемым ценам. Сумеем завоевать достойные позиции — обеспечим задел на процветание в будущем. Конъюнктура рынка пока складывается для страны неплохо: мясная, и особенно молочная продукция, пользуются повышенным спросом, растут и цены.

ФОТО РЕЙТЕР.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) также ежемесячно оценивает ситуацию на мировом рынке. Согласно ее отчету за сентябрь, цены на продовольствие за год выросли на 4 с лишним процента. По итогам первого осеннего месяца эксперты ФАО отмечают укрепление цен на растительные масла и молочную продукцию. Снижение значения индекса цен на зерновые связано с наличием значительного предложения в Южной Америке и неплохим урожаем в Северном полушарии. Стоимость риса пока находится на неизменном уровне. Зато подорожало растительное масло, это вызвано стабильным спросом на пальмовое, соевое, рапсовое и подсолнечное масла. Из молочки огромным спросом, особенно в Азии, пользуются
сливочное масло и сыры (белорусская «визитная карточка», между прочим), в то время как международные цены на обезжиренное и цельное сухое молоко упали. Из мяса нарасхват баранина, а вот говядины и мяса птицы на мировом рынке предостаточно, потому и цены не растут. Свинина и вовсе подешевела: спасибо поставкам из Бразилии. Цены на сахар нынче тоже не на высоте — за год снизились на треть. В ФАО объясняют это переизбытком предложения на мировых рынках при одновременном замедлении спроса.

Беларусь, один из мировых лидеров по экспорту сливочного масла, творога, обезжиренного молока, четко видит конъюнктуру. Например, по итогам января — августа стране удалось на 4,3% увеличить поставки сливочного масла на внешние рынки по сравнению с аналогичным периодом 2016–го. Но при этом прирост по стоимости составил 64,6%, а по средней цене — 57,8%! Экспорт мясной продукции тоже не подкачал. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца, за последние шесть лет он вырос в натуральном выражении почти наполовину, за восемь месяцев 2017–го в сравнении с прошлогодними показателями — на 8%. Один из перспективных для нас рынков — китайский. Совсем скоро два белорусских предприятия (список планируется расширять) начнут поставлять в КНР говядину, а в начале следующего года предполагается начать отгрузку еще и мяса птицы. Кроме того, Беларусь стала поставлять мясную продукцию на рынки Вьетнама и Гонконга.


Расширение географии поставок — лишь одна из составляющих многогранной работы по продвижению белорусского продовольствия на мировой рынок. Не менее важно не прогадать с ценой. Если все получится, как мы того хотим, то по итогам года экспорт только сельскохозяйственной продукции может приблизиться к 2,5 — 2,6 миллиарда долларов — в зависимости от конъюнктуры рынка и регионов поставок, считают в Минсельхозпроде. Планы вполне реальные, учитывая последние тенденции на мировом рынке продовольствия.

nesterov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?