Семья Шидловских из Гомеля посвятила жизнь комсомолу

Эпоха для троих

«Мы комсомольцы» — такую фразу о себе могли сказать миллионы граждан Советского Союза. А вот для Анны и Игоря Шидловских из Гомеля это не просто жизненная позиция, а самая настоящая профессия. Да такая, что, наслушавшись рассказов про турслеты и вахты памяти, к работе с молодежью пришла и их дочь Алена.

За общим столом можно лишний раз обсудить работу с молодежью.

Фото Ивана КУЗМЕНКОВА

Избранная народом


Анна Михайловна с удовольствием пересматривает старые фотографии: вот она на открытии турслета, вот с детьми в «Артеке». А ведь когда-то идти на комсомольскую работу поначалу ужасно не хотела:

— Но вы же помните? Партия сказала «надо!», комсомол ответил «есть!».

Она родилась в деревушке Железники Ветковского района, получила педобразование в Мозырском институте. Всегда активная и с острым умом, получала Ленинскую стипендию, самую престижную в Союзе. Красный диплом и попадание на районную Доску почета обеспечили ей немало вариантов удачного распределения. Анна Михайловна выбрала Гомель и работу с младшими школьниками. Но активистку быстро заметили, и она стала комсоргом группы школ Железнодорожного райкома. Несмотря на первоначальное нежелание, втянулась очень быстро. За 13 лет на освобожденной комсомольской работе была заведующей отделом учащейся молодежи, секретарем Железнодорожного райкома комсомола и параллельно председателем районной пионерской организации. А во время перестройки произошло небывалое доселе событие: в Гомеле проводили демократические выборы по избранию секретаря горкома. Настоящая предвыборная агитация, встречи с избирателями, статьи в газете. Кандидатов было всего двое, но победу одержала Анна Михайловна. На этом месте она проработала два года, а потом перешла на работу в обком. С молодежью работала до последнего дня существования комсомола.

Анна Михайловна — почетный пионер.

С Игорем Викторовичем Анну Михайловну тоже свел комсомол. Он, решив продолжить семейную традицию, образование получил в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта (современный БелГУТ). Потом недолгое, но очень яркое время был секретарем комитета родного вуза. Как и было положено в то время, молодые люди и свадьбу сыграли комсомольскую — безалкогольную. Утром об этом даже рассказали в местных радионовостях!

Удовольствие для души, испытание для нервов


Игорь Викторович о себе рассказывать особо не любит. Зато о его трудовых заслугах охотно вспоминает Анна Михайловна:

— Он пришел на работу в самый сложный период — накануне Чернобыля. Они со своими активистами сутками были на вокзале. Помогали разгружать поезда и автобусы, переносили вещи, детей. Я тогда возглавляла комитет Железнодорожного района, была его куратором. Ближе мы познакомились на многочисленных субботниках, которые проводили в Доме ребенка. Это была наша подшефная организация, мы зарабатывали деньги, покупали необходимые детишкам вещи.

У нее и самой воспоминаний о собственном комсомольском прошлом предостаточно. Невозможно подсчитать количество организованных турслетов, военно-спортивных игр, созданных стройотрядов. Проводились вахты памяти, научно-технические конференции, конкурсы. В должностные инструкции Анны Михайловны входили также подбор вожатых в пионерские лагеря, организация торжественных приемов в пионеры. Не скрывает: получала много удовольствия от работы, но и не меньше тратила нервов:

— Однажды мы сопровождали 45 детей в лагерь «Океан» во Владивосток. Путевки «горящие», в Шереметьево оказалось, что билеты на нас не забронированы. Были отдельные места на разные рейсы. Нам говорят: не волнуйтесь, за трое суток перевезем всех…

На уши гомельские комсомольцы подняли пол-Москвы, дошли до министерств. Кто-то опаздывал на рейс — место тут же получали дети. Последнюю партию ребят отправляла Анна Михайловна, стала пересчитывать — одного не хватает! Она отправила группу на посадку, обежала весь аэропорт и выволокла потеряшку из видеосалона. И тогда вдруг почувствовала, что ее не слушаются ноги. Когда еле-еле доковыляла до выхода, самолет уже успели развернуть, чтобы забрать последних гомельчан.

После комсомола Анна Михайловна 17 лет отработала начальником отдела идеологической работы горисполкома. Но и там она продолжала оказывать помощь тем, кто работает с молодежью. Несколько лет назад ей вручили знак «Почетный пионер Беларуси» за оказание содействия пионерскому движению Гомельщины.

Ради Алены Игоревны!


Дочь Алена дважды продолжила семейное дело. Получила высшее образование в БелГУТ, поработала архитектором. А потом перешла на должность секретаря первичной организации БРСМ — современной версии комсомола. Алена не скрывает:

— Попала в омут с головой. За неделю организовала отчетно-выборную конференцию. До сих пор помню побелевшее мамино лицо, когда она услышала о сроках…

Нужно было не только провести все организационные мероприятия, но и подготовить отчеты о работе, проделанной за несколько последних лет. Справилась с работой в рекордные сроки только благодаря маминым советам и помощи студентов. А через неделю организовала отборочный этап конкурса «Королева Весна». После этого испугать ее рабочими сложностями невозможно, а работы в БелГУТ, мягко говоря, хватает: вахты памяти, конкурсы, подготовка студотрядов. Белгутовцы, к слову, работали на строительстве областной детской клинической больницы, а студенты-архитекторы расписывали стены изнутри.

Анна Михайловна не может не сравнивать современность с ее комсомольским опытом:

— У Алены в организации 1906 студентов! И она одна на всех. Я считаю, что в БРСМ сейчас тяжелее работать, чем было в комсомоле. Обязанностей больше, людей меньше.

Впрочем, Алена о своей работе говорит только с улыбкой. Общий язык с членами БРСМ университета она нашла мгновенно. Уже через пару месяцев на призывы к участию в мероприятиях откликаться стали с полюбившейся ей присказкой «Алену Игоревну не подведем!»:

— У меня очень добрые ребята. Только спрошу: «Кто поедет к ветеранам?» — сразу море рук! Почти дерутся, — шутит Алена.

Волонтерское движение в университете Алена организовала по высшему разряду. К ветеранам ее активисты приходят не только с поздравлениями, но и с конкретными вопросами: «Чем помочь?» Чинили подтекающие краны, выбивали ковры, как-то достали благодаря помощи Анны Михайловны инвалидное кресло. Причем такие вещи Алена предпочитает не афишировать: это поступки не для имиджа, а для души. Также для души вместе со своими волонтерами ставит сказки для детей из приютов, оказывает помощь социально-педагогическому центру. И за такие моменты больше всего любит работу с молодежью:

— Есть то, что делается для людей и ради своей страны. Я беру пример с родителей, ведь у них и по сей день хорошие отношения с теми, кому они помогали, воспитывали, с теми, с кем бок о бок строили будущее. Бескорыстно, преданно и честно.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter