Энтони Блинкен занял пост госсекретаря США. Чего теперь ждать от американской внешней политики?

Новый госсекретарь США Энтони Блинкен, на днях утвержденный в должности, 28 января провел брифинг, где сразу определил основные направления внешнего курса Штатов. Судя по всему, США возвращаются к классическим методам ведения политики за рубежом. Каких и в отношении кого?

Кто такой Энтони Блинкен?

Нынешний глава американского внешнеполитического ведомства родился в 1962 году в штате Нью-Йорк. Прежде чем прийти в политику, он успел поработать журналистом и юристом. А потом оказался в администрации Билла Клинтона и дальше специализировался на международных отношениях. Особенно в своем деле Блинкен преуспел во время правления Обамы. В этот период он служил советником по национальной безопасности в офисе вице-президента и заместителем госсекретаря. 


Интересный факт: после победы Дональда Трампа на президентских выборах Блинкен ушел из политики в бизнес. Консалтинговая фирма была успешной – и спустя несколько лет помогла собрать деньги на избирательную кампанию Джозефа Байдена, старого союзника Блинкена. В президентской кампании Байдена глава Госдепартамента участвовал и до прошлого года – в 2008-м. Так что его появление в офисе демократа неожиданным не назовешь: Байден и Блинкен давно сработались друг с другом и придерживаются схожих взглядов на политику США за рубежом.

Чего ждать от внешней политики США с новым госсекретарем?

Возврата к извечному американскому курсу, но в новых реалиях. Его хорошо описывает цитата самого Блинкена: в первый же день на посту главы Госдепартамента он заявил, что «лидерство Америки необходимо всему миру». В чем такое намерение может проявиться?


В первую очередь – осторожная борьба с Китаем. Торговая война между КНР и США серьезно испортила отношения двух государств, но она скорее есть следствие нарастающего противостояния стран на мировом рынке. Соединенные Штаты явно воспринимают Китай как одного из своих величайших конкурентов. А с конкурентами дружбы не выстроишь. Вот Блинкен и сообщил на брифинге: отношения с КНР для США «самые важные в мире», но они продолжают становиться все более враждебными. Впрочем, политическая конфронтация в открытую с таким сильным противником в американские планы наверняка не входит. Так что можно ожидать видимого сближения двух государств одновременно с попытками уменьшить влияние Китая в мире. Или хотя бы на рынке.

Также многие аналитики предполагают похолодание в отношениях США с Россией. И Байден, и Блинкен придерживаются мнения о необходимости ужесточения политики в данном регионе. Глава государства поручил спецслужбам США провести «полную оценку» приписываемого России вмешательства в выборы в Соединенных Штатах и других спорных ситуаций, в которых замешана (или может быть замешана) РФ. Ранее демократ заявлял, что единственная сфера, где две страны могут сотрудничать, это вопросы ядерного разоружения. Договор СНВ решили продлевать. Теперь что же, точек соприкосновения не осталось? Не совсем, это слишком категоричное заявление. Но минимизацию контактов и при этом жесткое отстаивание собственных интересов никто не отменял. Блинкен уже говорил: США «не собирались соглашаться с предложением о том, что одна страна, такая как Россия, может указывать другим странам, что они должны делать или не должны делать».


В этом контексте сразу же возникает вопрос: почему Россия не может указывать другим странам, что да как, а американское лидерство миру необходимо? Но задавать его стоит даже не Блинкену, а основателям американской идеи превосходства на планете. Ведь стремление США доминировать на мировой арене, при этом возмущаясь подобными попытками со стороны других государств, – это никакая не новость. Скорее своеобразная многовековая традиция. Которую новый госсекретарь США на пару с президентом всеми силами намерен продолжать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter