Александр Лукашенко ознакомился с ходом строительства белорусской АЭС

Энергия для будущего

Белорусскую АЭС у нас по праву называют стройкой десятилетия. Первые мегаватты электроэнергии ее первый энергоблок начнет вырабатывать совсем уже скоро — запуск его запланирован на 2018 год. А в 2020–м запустят и второй. Возведение объекта идет в три смены. С ходом его строительства ознакомился Президент.


Указ № 499 «О сооружении Белорусской атомной электростанции», который позволил генеральному подрядчику, российскому ЗАО «Атомстройэкспорт», начать сооружение станции, Президент подписал почти два года назад — в ноябре 2013 года. С того момента сделано было очень многое: залит фундамент, построены необходимые цехи, постепенно стали вырисовываться контуры будущей АЭС. Александру Лукашенко доложили: на Бел-АЭС развернуты работы на основных зданиях и сооружениях обоих энергоблоков, а также на ряде вспомогательных строений. Всего работы идут на 99 объектах из тех 131, которые предусмотрены проектом, и нынешний год в части строительства — очень активный. К настоящему времени затраты составили примерно четверть запланированного бюджета — уже освоено 22,2 миллиарда российских рублей. В числе недавно отстроенных объектов — пожарное депо, современный учебно–тренировочный центр, в котором будет на сложных тренажерах набивать руку персонал будущей станции.

Президент ознакомился с работой центра, посетил несколько цехов, где изготавливаются трубопроводы и металлоконструкции для будущей АЭС. А кульминацией стало посещение будущего здания турбины реактора блока № 1, откуда с высокой точки можно было осмотреть всю стройку. Александр Лукашенко увиденным остался доволен.

АЭС для Беларуси — вопрос стратегический. Ввод ее в эксплуатацию позволит заметно снизить энергетическую зависимость страны. Только потребление природного газа сократится на 5 миллиардов кубометров в год, снизятся парниковые выбросы, улучшится экология. Впрочем, все главные плюсы потребители смогут почувствовать своим карманом. Даже при прогнозируемом увеличении цен на газ тарифы на электроэнергию расти не будут.

Но БелАЭС для нас — это не просто экономический или статусный проект, он, по сути, дает стране даже нечто большее, нежели просто энергетическую независимость. На встрече с руководителем госкорпорации по атомной энергии «Росатом» Сергеем Кириенко Президент несколько раз повторил важную мысль о том, что если нация желает двигаться вперед и развиваться, то ей необходимо осваивать новые проекты и постоянно учиться новому.

— Мы договорились с руководством России, что мы должны построить АЭС за короткие сроки, но и не в ущерб безопасности, оптимально дешевую станцию, — напомнил Александр Лукашенко. — Но самое важное для нас — там, где сегодня работает россиянин или иностранец, посматривать за всем, что он делает, должен и белорус, чтобы мы тоже в перспективе научились делать эти сложные проекты.

У «Росатома» сегодня подписаны контракты на строительство в разных странах мира 12 АЭС по проекту, аналогичному белорусскому. А раз он востребован, значит, и наши специалисты в перспективе могли бы помогать российским коллегам на новых стройках в других государствах.

Пока Президент изучал стройку, задавая вопросы по поводу перспектив функционирования будущей станции, в здании учебного центра собрались строители и работники БелАЭС.

— Давно запланирована была эта поездка на станцию, но это ни в коем случае не связано с предстоящей политической кампанией, — разъяснил им Александр Лукашенко причину своего визита в Островец. — Честно вам скажу, может быть, и не совсем выгодно было бы поднимать эту тему перед выборами, ведь у нас в Беларуси сохранился еще постчернобыльский синдром. Но тем не менее мы живем каждый день, а хитрить или юлить перед народом нечего. Политика должна быть искренней, и я уверен, что большинство присутствующих здесь разделяют мою позицию: мы сегодня поступаем правильно, что строим сегодня у себя такое мощное предприятие.


Президент объяснил главную мотивацию такого шага, как строительство АЭС в Беларуси:

— Мы живем не в пустыне. Мы живем в окружении атомных станций: две украинские, Смоленская АЭС, Санкт–Петербург и Калининград заканчивают строительство такой же станции, как у нас, есть еще под боком Игналинская АЭС. Чего нам тогда страдать от того, что будет еще и своя? В свое время мне долго пришлось убеждать население, особенно в Островце, что мы должны строить станцию. Сегодня, я надеюсь, мы все убеждены в том, что поступили правильно. У нас должна быть своя АЭС, ведь это дешевая энергия, это новые технологии, это совершенно иной облик белорусской нации.

Помимо возведения атомной электростанции, в Островце строят и объекты инфраструктуры для жителей городка атомщиков: школы, детские сады, новый корпус больницы. Правда, летом нынешнего года Министерство энергетики выступило с заявлением, что полностью весь Островец в «город энергетиков» превращать не стоит, а следует возводить специальные микрорайоны, где будут проживать исключительно сотрудники станции. Александр Лукашенко такую точку зрения не разделяет, внимание следует уделять развитию всего города и всего региона:

— Мы построим Островец, это будет самый современный и красивый город, в котором будут жить самые образованные люди, и это тоже важно для страны. Островец станет примером того, как нужно строить и развивать районные города, которых у нас 118. Это стройка с далеким прицелом.

Сейчас в Островце проживают около 12 тысяч человек, но по планам, когда БелАЭС выйдет на проектную мощность, население города увеличится до 40 — 45 тысяч человек.


Дословно

На встрече со строителями Бел-АЭС и жителями Островца Президенту задали вопрос, далекий от атомной энергетики. У него спросили о литературе, точнее, о его отношении к Нобелевской премии Светланы Алексиевич. Вот что ответил Александр Лукашенко:

— Я рад за нее, потому что это гражданка Беларуси, это говорит о том, что, какую бы ты позицию ни занимал, все–таки в Беларуси возможно работать и творить, писать, высказывать свою точку зрения...

Я знаю ее произведения, дискуссий много по ним слышал. В обзоре прессы, который мне на стол по утрам кладут, читал ее высказывания. Но вы знаете, столько оппозиционеров к моей позиции претензии предъявляли, и не только внутри Беларуси, но и во всем мире, что я не выделял из этого ряда Алексиевич. Я не считаю ее каким–то уж таким большим оппозиционером. Светлана написала нормальные произведения, у нее соответствующий стиль... Я ничего против не имею. И, начиная от произведений, которые в общем–то и советской властью поддерживались, возьмите «У войны не женское лицо», ее знаменитое произведение, «Цинковые мальчики», — это же реальность.

В своем приветствии Алексиевич я написал, что важно, что первый белорус после советских времен стал лауреатом Нобелевской премии. Главное сейчас — как она распорядится этим багажом. Если ты гражданка Беларуси, не важно, что родилась в Украине, это твоя земля, твое государство, нравится тебе или не нравится, но ты уже сегодня человек, поднявшийся высоко. Посмотрим, как же ты этот имидж, этот багаж, который у тебя появился, используешь во благо своего народа. Польза должна быть для людей, раз уж посчастливилось получить эту награду, а оппозиционность — переживем.

Писательский труд — ведь тяжелее его нет, атомная станция и рядом не стояла. Писатель, ученый все время должен творить, а это самый тяжкий труд.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 195 (24825). Суббота, 10 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter